Цепочка создания ценности родилась в средине в 1985 года. Майкл Портер предложил миру модель компании в виде ряда основных и вспомогательных процессов. Модель основана на следующих соображениях: Всякий продукт покупается на рынке лишь потому, что он обладает некоторой ценностью, за которую покупатель готов заплатить запрашиваемую цену. С этой точки зрения бизнес можно рассматривать как процесс создание ценности товара. К месту будет сказано, что модель, основанную на этих же соображениях, предложила ранее компания McKinsey (см., например, тут: «Несокрушимые идеи от McKinsey»). Однако именно модель Портера получила признание у специалистов и консультантов по стратегическому управлению. О возможностях её применения и пойдет речь.
Графическое изображение модели приведено на рисунке слева. Для просмотра в большем масштабе кликните на рисунок. Суть модели в том, что полный цикл бизнеса охватывает обеспечение сырьем и материалами, создание продукта, его продажу и послепродажное обслуживание. При этом вся деятельность по созданию ценности разделена на две группы – первичные (основные) и поддерживающие. Надеюсь, что рисунок дает полное представление о модели. К тому же составляющие модели описаны в многочисленных учебниках. В том числе, выложенных в Интернет. См., например, тут: «Value Chain Framework (Porter)» или тут: «Управление маркетингом. Часть 1.». Менее известны и описаны возможности использования модели. На этом и остановимся.
Цепочка создания ценностей, различные области использования
Визуализация компании или её конкурента. Выявляются виды деятельности компании, которые предопределяют конечную ценность продукта компании для покупателя. Естественно наименование видов деятельности может отличаться от указанных на типовой схеме. Основная сложность на этом этапе выделить наиболее значимые виды деятельности.
Выявление сильных и слабых сторон. Виды деятельности, выявленные на предыдущей стадии, оцениваются с точки зрения качества выполнения. Базой для сравнения могут быть собственные представления исследователя о сроках, качестве и затратах. По результатам планируются мероприятия по ликвидации слабых сторон.
Сопоставление конкурирующих компаний. Как и в предыдущем случае, виды деятельности оцениваются с точки зрения качества выполнения, но в качестве базы для сравнения выбирается конкурент. В этом случае цепочка ценности рассматривается как форма представление результатов бенчмаркинга.
Определение потенциальной совместимости при слиянии или поглощении. Цепочка ценности готовятся как для поглощающей компании, так и для поглощаемой компании (мишени). Если продукты одинаковы или похожи, то следует выявить и сопоставить сильные и слабые стороны обеих компаний. Если сильные стороны мишени компенсируют слабости поглощающей компании, а сильные стороны поглощающей компании компенсируют слабости мишени, то это хорошая почва для достижения синергетического эффекта. Во всяком случае, такое сопоставление цепочек ценностей будет служить основанием для планирования мероприятий по слиянию. Подобный подход может использоваться и при создании альянсов.
Сеть создания ценности. Цепочка создания ценности во многих случаях не подходит для описания многих современных бизнес-моделей. Основной производитель товара и ценность этого товара для покупателя будет определяться сетью взаимосвязанных цепочек ценности. Во-первых, это цепочка ценности поставщика, собственно фирмы производителя, каналов сбыта и место этого товара в цепочке ценности покупателя. Таким образом, сеть создания ценности определяется как система, обладающая целью удовлетворения потребности конечного потребителя. Анализ сети создания ценности является в первую очередь визуальным представлением моделей обмена между участниками, отражая как традиционные бизнес транзакции, так и нематериальный обмен.
Надеюсь, что изложил кратко и понятно. Однако это не все. Цепочка создания ценности имеет критиков, причем «с именем». Критика заключается, прежде всего, в том, что понятие «Ценность» весьма размыта. Следовательно, мы имеем цепь или сеть создания непонятно какой ценности. Кроме того, выявление видов деятельности не имеет четкого алгоритма и, как следствие, не отражает реальное положение в компании по созданию ценности, а является мнением узкого круга лиц.
Другие публикации, по цепочке ценности см. тут: Кейс. Связаны одной цепью. Кроме того, об использовании цепочки ценности в стратегическом анализе можно посмотреть в записи вебинара “V3.5. Оценка ресурсов по цепочке ценностей”
Как всегда приветствуются просто комментарии, и, тем более, критика метода и ответы на критику.
13 комментариев. Оставить новый
Всё это теория, а хочется и практических примеров. Есть хороший наглядный и простой пример создания цепочки ценности у ребят https://deep-vision.one/knowledge/tsepochka-sozdaniya-stoimosti-razrabotka-karty/
Очень здорово, спасибо за пример. А вы попробуйте расписать бизнес в котором Вы работаете по данной карте. Потом поделитесь результатом. Главная сложность в произвольном выделении процессов. Есть другой, более действенный способ использования цепочки ценностей. Посмотрите тут: https://course.dekanblog.ru/product/v3-5-otsenka-resursov-po-tsepochke-tsennostey/
Упрощенная, но доступная для первичного понимания схема. Деминг, кажется, говорил, что истинные показатели эффективности процесса – как раз те, что нельзя измерить или оценить. Так и здесь, в цепочке создания ценностей есть огромное число неизвестных или полуизвестных факторов, сильно влияющих на конечную ценность продукта.
Можно пример?
Уважаемый автор, интересно услышать от Вас несколько слов об электронной цепочке формирования ценности, развитие которой связано с электронным бизнесом. Могли бы Вы охарактеризовать дополнительные источники ценности в такой цепочке. Спасибо.
С уважением,
Наталья
Суть цепочки ценности заключается в том, что продукт прежде чем попадет к покупателю и он его съест/прочитает/оденет/ и пр. проходит множество стадий переработки (участвует в различных бизнес процессах). Каждая из этих стадий накладывает свой отпечаток на конечную ценность для покупателя. Это простое описание имеет отношение к любому товару. Для построения цепочки ценности следует выделить бизнес процессы и оценить их вклад в общую ценность товара. Оценка может быть проведена экспертным путем при сопоставлении, например, с бизнес процессами конкурентов. Полагаю, что Вы это знаете, поэтому пишу на всякий случай. Для электронной коммерции и интернет маркетинга, это также справедливо. Тут в цепь могут быть выстроены и производители товара, и интернет провайдер, и интернет магазин, и службы доставки. Этот набор определяется конкретным бизнесом. Дополнительными источниками ценности в такой цепочке может быть любая стадия, причем она может и не быть специфической. Например, продажа книг в И-М. Дополнительная ценность для покупателя по сравнению с обычным магазином – широчайший ассортимент, возможность поиска. Но специфической особенностью (ценностью) тут является только одно – покупка не выходя из дому.
Для дополнительно чтения предлагаю Виртуальные бизнес-реалии http://old.e-xecutive.ru/reading/newfolder2921/article_5428/
С уважением
АВМ
Получаю удовольствие от прочитанного. Предоставленная Алексеем Васильевичем информация чрезвычайно важна, но ее можно найти в учебниках и на страницах интернета. Не менее важным мне кажется обсуждение и интересные дополнения коллег здесь на форуме.
Спасибо. С уважением, Павел.
Какой бы размытой не была ценность, но ей есть альтернатива – “равнодушие”, т.е. если проходя мимо товара, изделия, услуги сердце покупателя никак не отзовется, то это явно не ценность для него, и все люди разные и все люди в массе похожи – как обратил на это внимание Николай, поэтому цепочка работает, а это своем не мало.
Что же до того что пилить, все таки хочется оставаться идеалистом, полагая что качественно созданный продукт, как целое, дороже составляющих ее частей и потраченных ресурсов, как раз на сумму ценности – которую честно и взымает производитель с потребителя
Елене.
“Пилить” это многоаспектное действо, приводящее к желаемому результату – к увеличению прибыли.
Кто то должен заплатить за банкет!
Конечно, и от характеристик приходится отказываться (очень хорошо это делается с помощью японских домиков качества), но и не только.
Цепочка – хорошая и практичная вещь.
Но в большинстве случаев она охраняется коммерческой тайной, поэтому и с примерами приходится туговато.
С другой стороны – цепочка лежит на виду в некоторых отраслях. Например, в алмазной.
Много сведений можно почерпнуть из экономической географии.
Но и не только.
Даже ну уровне парикмахерской она важна.
Николай, не поняла последнюю фразу. Что значит “пилить цепочку”? Т.е. отказываться от некоторых характеристик, которые придают ценность товару? Но тогда надо снижать цену. Разве я не права?
С уважением
Елена
Дополнение.
В данных моделях не участвует человек индивидуальный. Рассматривается поведение толпы. Маргиналы, которые не могут спланировать поезду, эмоционально подвижные типы важны в некоторых отраслях (например, для цыганок), но с точки зрения обычных предметов потребления, которые мы обычно не замечаем (пока не грянет кризис!), это не существенно.
Соль, сахар, мука, колбаса, чай, кофе, зубная паста, мыло, шампунь, памперсы, одежда, образование … список можно продолжать.
К сожалению, только на уровне макроэкономических кривых вроде все более менее логично, хотя и тут есть проблемы.
Я же пользуюсь для определения ценности более “точечной” оценкой.
Классификация по способу оценку потребительской ценности
• Экономные покупатели. Ходят по магазинам в поисках самых низких цен. Конкурирующие фирмы с точки зрения этих покупателей «в принципе» одинаковы.
• Ориентированные на престиж. Интересует престижность торговых марок и услуг, а не цена. По-разному воспринимают конкурирующие фирмы.
• Ориентированные на ассортимент. Предпочитают большой выбор товаров. Оперируют понятием “справедливой” цены.
• Ориентированные на индивидуальный подход. Делают покупки там, где их хорошо знают. Устанавливают тесные личные связи с персоналом фирмы и делают покупки там, где их знают. Готовы заплатить цену немного выше средней.
• Ориентированные на удобство. Им нужны магазины, расположенные поблизости и с удобными часами работы. С готовностью покупают через Интернет, если это удобно.
При более внимательном рассмотрении можно выдвинуть гипотезу, что данная сегментация построена на такой характеристике, как «потребительское качество». Функциональное, эстетическое качество связано с характеристиками товара или услуги. Потребительское же качество связано с ценностью «для потребителя». А точнее с жесткой связью между ценностью и ценой.
Покупатель определяет ценность на основе мнения о том, какие выгоды и преимущества получены им в результате совершения покупки и обладания, по сравнению с “ценой”, которую пришлось заплатить за обладание. А “цена” связана с тем, от чего покупателю пришлось отказаться.
Индивидуально ценность зависит от многих параметров и в частности много ли денег есть в запасе и мыслями – куда их пристроить. А также с разными “хотелками” и “надо”.
Но все хотелки и надо усредняются уже на уровне небольшого города. Тогда становится неважно, что думает конкретный покупатель о ценности товара и помнит ли он басню Крылова “Лиса и виноград”.
В торговой фирме ценность измеряется.
Достаточно измерять поток посетителей, коэффициент реализации, обеспеченность товаром.
Три характеристики, на которые можно воздействовать путем выбора одного или комбинаций
– лучший товар
– лучшее обслуживание
– лучшая цена
Если в торговом предложении содержится потребительская ценность – это очень быстро отражается на кассовых поступлениях.
Иногда эта ценность избыточна…
Но кассовые потоки – еще не прибыль.
И вот приходится “пилить” цепочку Портера в надежде, что потребитель не заметит.
Потому что цепочка вычитается из кассовых поступлений …
В продолжение. Важно, что ценность не только рациональное, но и эмоциональное понятие. Иногда товар не нужен, но очень хочется. Цепочка ценности должна предложить такой товар, который покупают даже если он и не очент нужен.
С уважением Елена
А критики кто?
Все это преподается в курсе “Основы маркетинга” и довольно тривиально. Ценность определяется той выгодой, которую получает потребитель в результате исполльзования товара. Основой измерения цености служат соотношения полезности и цены для товара.
Бензин на АЗС вы купите по нормальной, устоявшейся цене. На трассе, если вы остались без бензина по какой то причине, и дотолкать то АЗС невозможно, вы купите бензин у попутного трпнспорта по любой цене, которую продавец запросит. Ценность бензина в такую минуту для вас значительно выше.
С уважением Елена