Определение Менеджмента, как и многих других общественных дисциплин неоднозначное. Например, «Управление – цель, люди, процессы и инструменты» (Питер Друкер, отец менеджмента). Или так, «Управление –это практика, требующая сочетания: изрядной доли ремесла (опыта), с некоторой частью искусства (интуиция), и определенным объемом науки (анализа) (Генри Минцберг, не отец, но тоже не последний человек в менеджменте). Этим перечень определений не ограничивается. К примеру:
Менеджмент:
- представляет собой профессиональную деятельность по управлению организацией в условиях риска и неопределенности, когда руководству предоставляется значительная степень свободы в принятии стратегических и тактических решений.
- интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей и разработку способов их достижения;
- функции управления, то есть совокупность таких видов деятельности, как планирование, организация и координация, контроль и регулирование, мотивация, осуществление которых обеспечивает эффективное функционирование организации;
- это умение добиваться поставленных целей, направляя труд людей, работающих в организации и имеющих свои индивидуальные особенности, характеры, способности;
Перечень можно продолжить. Определений много, и среди них нет единственно правильного.
Следствием такого разнобоя в определениях наблюдается неразбериха в содержании курсов менеджмента в различных программах.
Определение Менеджмента как системы
Предлагаю единственное правильное определение: «Менеджмент — это управление людьми в организациях, направленный на достижение её целей». См. рисунок.
Честно признаюсь, это определение не мое. Приведено в очень системном, и не очень современном учебнике (Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента). Кроме того, как Вы уже убедились это не единственное правильное определение (отцы основатели обманывать не будут). Но…. Такое определение позволяет мне рассмотреть весь курс менеджмента не в виде отрывочных кусочков, а виде более или менее стройной системы. Поэтому рекомендую к использованию.
Если есть другие версии, пишите. На вопрос, почему я написал «Единственно правильное определение», отвечаю, только для того, что бы Вы дочитали до конца.
Другие публикации, проливающие свет на Менеджмент см тут: Менеджмент.
20 комментариев. Оставить новый
Подскажите пожалуйста от куда взято такое определение менеджмента от Генри Минцберга? Управление –это практика, требующая сочетания: изрядной доли ремесла (опыта), с некоторой частью искусства (интуиция), и определенным объемом науки (анализа)???
Минцберг Г. Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента / Пер. с англ. – СПб.: Питер,2011.- ‘288 е.: ил. Стр 24-25. См.тут:
https://www.dekanblog.ru/wp-content/uploads/2020/04/PTDC0001.jpg
“Менеджмент — это управление людьми в организациях, направленный на достижение её целей».
Управление не может быть “направленный”. Оно – “направленное”. Кроме того, “управление, направленное на что-то” – тоже не вполне корректно с точки зрения языка, простите за некий каламбур. Примерно как “управление автомобилем, направленное на достижение конечной точки маршрута”… С таким пониманием языка, как у автора, не стоит формулировать определения, тем более “единственно правильные”…
Господин Римович, критика в части русского языка принимается частично. Слово Менеджмент мужского рода, следовательно “направленный”. Согласен, что путает карты слово “управление”. Однако в части русского языка Вы не лучше меня. В части “менеджмент направленный” или “управление направленное” корректно спросить куда? На что направленно? “Единственно правильное”, мне Вас жаль. Мне всегда жаль людей, которые не понимают юмор.
Извините, рисунки не “встали”
Менеджмент – это наука и искусство растущего целеполагания и реализации цели путем активизации творческого профессионального потенциала личностей в рамках социально этичного бизнеса. Схематично данное определение может быть представлено следующим образом (рис. 1).
https://www.dekanblog.ru/wp-content/uploads/2013/07/menegement1.png
Рисунок иллюстрирует совокупность учета эффективным менеджментом изменений как внешней, так и внутренней среды. При этом, форма реализации функций менеджмента гибко реагирует на любые отклонения, прогнозируя будущее состояние. Другими словами, реализация ключевых функций, связанных с процедурой принятия управленческих решений, должна определяться анализом и синтезом прогноза будущих состояний как внутренней, так и внешней среды (рис. 2).
https://www.dekanblog.ru/wp-content/uploads/2013/07/menegement2.png
Последнее согласуется с общей логикой построения современного бизнеса, имеющего стратегическую ориентацию.
Выступаю миротворцем между Олегом и Алексеем Васильевичем. Менеджмент вообще должен включать все ресурсы как объекты управления, а дисциплина “Общий менеджмент” рассматривает управление этими же ресурсами, но через призму управления людьми. В результате всех помирила.
С уважением Елена.
Только я бы немного поправил единственно правильное определение… Заменил бы только одно слово…”Менеджмент — это управление РЕСУРСАМИ, направленный на достижение целей”
Олег, по большому счету Вы правы. Менеджмент охватывает все. Однако я умышленно избегаю слово ресурсы. К ресурсам относятся финансы, недвижимость, не материальные активы, информация и, конечно, персонал. Но управление всеми ресурсами менеджмент осуществляет через персонал (людей). Управление каждым из видов ресурсов требует специфических знаний и рассматривается в соответствующих дисциплинах. Например, Финансовый менеджмент, Инвестиционный менеджмент и пр.
Конечно управлять Государством кухарка не сможет (ВИЛ), но практика показывает, что менеджер через организацию людей может успешно управлять всеми ресурсами, даже если в каких-то нюансах он “неКопенгаген”.
Другими словами, “кадры решают все”!
“А то обидно, читаешь лекции и не знаешь о чем!
АВМ”
Некоторые вещи лучше не определять.
Ну, например, зачем знать определение любви, если любишь.
Но у Вас ситуация как раз нормальное.
А вот преподавателю квантовой физики каково!
Читает, читает, а никто не знает – есть черные дыры или нет.
Ландау четко написал – нет.
Хопкинс – типа есть. Всем понравилось – нужно же защищаться!
Вот сидят и описывают решение уравнений, в которых функция устремляется в бесконечность. Да-да, черные дыры пока только в уравнениях и живут.
Может конечно коллайдер в Швейцарии починят и не так грустно будет…
🙂
Обратился к философской литературе для прояснения вопроса с менеджментом и выяснил следующее
1. Менеджмент относится к классу практико-технических дисциплин (в познавательно-академической дисциплине философами отказано)
2. Единая парадигма менеджмента пока не сформировалась и менеджмент эксплуатирует целых ряд фундаментальных дисциплин: социологию, политическую теорию, математическую теорию операций, теорию систем, психологию, экономику + “и др.”
А дальше идет разбор от Тейлора до Магрегора (теория Z).
Много можно писать заметок!!!
Судя по числу определений и точек зрения действительно единой парадигмы нет. Но я для себя её сформировал. А то обидно, читаешь лекции и не знаешь о чем!
АВМ
К сожалению вынужден отметить, что лишь одна из точек зрения.
С моей точки зрения менеджмент это инструмент коммерческого управления в рыночном обществе.
Если рассмотреть три понятия “Управление”, “Административная система” и “Менеджмент”, то
Управление будет на верхним понятием, которое разбивается на две ветки:
“Административная система” и “Менеджмент”.
То есть, я утверждаю, что есть универсальные законы управления, которые разбиваются на две подсистемы: административное управление и менеджмент.
Универсальные законы управления действуют в любом обществе.
Но могут модифицироваться в зависимости от конкретных социальных и экономических отношений.
И административная система – это совокупность конкретных законов управления, действующих в нерыночной экономике.
Сразу отмечу – что данная система понятий “по Веберу”.
В частности, эти понятия Вебер рассматривает как идеальные типы. И у Вебера уточняется – что есть рыночное и нерыночное общество, так как в природе не бывает идеальных типов и всегда существует только некоторый микс денежных и неденежных отношений.
И наконец, управление как универсальная категория действует не только на производстве и в экономике. Управление действует и в политике, и в духовной и в социальной сферах. Например, в духовной сфере стоит упомянуть церковь, как мощный социальный институт с четко отлаженной системой управления и с четкой иерархией власти.
Касательно же П.Друкера хотел заметить, что по ходу работ он менял взгляд на менеджмент
Ну в самом деле, примерно было так
– менеджмент – совокупность принципов, функций, методов и техник управления
– менеджмент – совокупность людей, использующий указанные выше принципы и техники для управления организацией
– менеджмент – наука, изучающая наиболее рациональные принципы соединения людей с принципами и способами управления
– менеджмент – один из ведущих социально-экономических институтов рыночного общества, задающий наиболее продвинутые идеалы, ценности, цели и нормы поведения для большинства живущих в нем людей.
Заметьте – какая МОЩНОСТЬ – социальный институт!
Социальных институтов немного, всего пять, они призваны удовлетворять жизненные потребности общества. Это
– воспроизводство (институт семьи и брака)
– безопасность и порядок (политические институты)
– потребности в добывании средств к существованию (экономические институты)
– передача знания (образование и культура)
– духовные проблемы (религия)
И менеджмент – это социальный институт!
Тема очень мощная.
Но как всегда, сам менеджмент не даст свое определение. Это должны сделать другие. В частности – философы. Это их дело.
Материал подготовлен по следующему источнику
Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс.
Если же обратиться к философской литературе, то…
по Мескону на рисунке (в книге что-то не нашел аналог, издание от 2004 года) не хватает “Связующие процессы” и “Корпоративная культура”
У меня издание И-во «ДЕЛО», 1997. В этом издании культура не выделена в отдельный раздел, а рассматривается по тексту. Мне кажется, что это верно. Область менеджмента чрезвычайна обширна, поэтому в рамках Общего менеджмента говорить следует обо всем, но по чуть чуть. Все стороны менеджмента изложить невозможно ни за 24, ни за 48, ни даже за 72 часа. Поэтому я культуре и персоналу уделяю мало внимания. Кстати, “Групповую динамику” не рассматриваю вообще. Есть же еще смежные курсы – Организационное поведение, Теория организации пр. А вот “связующие процессы” есть в полном объеме. На рисунке не уместились “Коммуникации” и “Принятие управленческих решений”.
АВМ
Решил посмотреть другие определения. Их (определений) действительно до чертиков.
Менеджмент – совокупность принципов, методов и средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли.
Менеджмент– это эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов.(мне источник не известен).
Менеджмент (от англ. Управлять) – вид деятельности по руководству людьми для достижения определенной цели при использовании труда интеллекта и мотивации поведения людей, с учетом определения их деятельности; процесс целесообразного воздействия на коллективы людей для организации и координации деятельности в процессе производства; вид деятельности превращающий неорганизованную толпу в эффективную, производительную и целенаправленную группу.
Менеджмент – это процесс научного управления чьей-либо деятельностью с целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного потенциала данного социального объединения.
Не знаю источники, надергал из рефератов.
МЕНЕДЖМЕНТ — рациональное управление современным производством, тесно связанное с улучшением организации на основе постоянного внедрения новых принципов, форм, структур и методов управления с целью повышения эффективности производства, бизнеса. Основная цель М. — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.Большой экономический словарь.
Ме́неджмент (от англ. management – управление, руководство, менеджмент, администрация, дирекция, умение владеть) — означает разработку (моделирование), создание, максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.(Википедия)
Все достаточно расплывчато. Надо быль лингвистом, что бы разобраться в этом. Поэтому поддерживаю ваше определение. По крайней мере понятно.
Алексей Васильевич, очепятка вышла на рисунке: направленный вместо направленное.
Елена
Елена, и все читатели. Виноват, молод исправлюсь. Но корректировать рисунок пока некогда. Пусть повесит так. пока?
АВМ
Мне нравится это определение. Но я все больше убеждаюсь, что менеджеров реально мало, или они не на тех местах.
Вот скажем президент компании или пред совета директоров менеджер ?
А президент страны ?