Окно Джохари, что это такое? Как сейчас помню, в 50-х годах Джозеф Лафт и Харри Ингэм предложили методику оценки каналов получения и передачи информации под названием “окно Джохари”. Примечательно, что в то время я еще под столом бегал и ничего об этих господах знать не хотел. Не до того было. Теперь руки дошли. Занимаясь проблемами M&A наткнулся на это “Окно Джохари”. Окно представляет собой квадрат, разделенный на четыре части, каждая из которых — это часть информации о ком-либо, передаваемая в процессе общения.
Окно Джохари. Межличностное общение
Межличностное общение. Квадрат № 1 — под названием “Открытое” — содержит информацию о человеке, известную как ему самому, так и другим. Когда люди обмениваются информацией и понимают друг друга, их взаимоотношения улучшаются. Чем больше площадь этого квадрата, тем больше информации об индивидууме известно, тем эффективнее, продуктивнее и выгоднее будут отношения между людьми.
Квадрат № 2 называется “Слепое пятно” и включает информацию, известную другим, но неизвестную самому индивидууму. Чем больше площадь этого квадрата, тем сложнее достигнуть взаимопонимания.
Квадрат № 3 называется “Скрытое” и включает информацию о себе, т.е. известную индивидууму, но неизвестную другим. Это затрудняет общение, поскольку дает односторонние преимущества индивидууму, позволяет скрыть негативную информацию от окружающих. Есть информация, которой люди не спешат обмениваться просто потому, что не считают ее важной. Но гораздо чаще информация не распространяется из-за желания получить таким образом влияние или приобрести контроль над ситуацией.
Квадрат № 4 — “Неизвестное” — содержит информацию, неизвестную ни индивидууму, ни окружающим. Именно за счет сокращения его площади при желании можно повысить эффективность коммуникаций.
Окно Джохари. Внутрикорпоративные коммуникации
Внутрикорпоративные коммуникации. “Окно Джохари” можно применить для оценки эффективности внутрикорпоративных связей и облегчения на этой основе процесса реструктуризации. При этом надо иметь в виду, что в процессе крупномасштабной реструктуризации, такой как слияние или поглощение, топ-менеджеры иногда не рискуют обнародовать имеющуюся у них информацию по тем же причинам, по которым люди не делают этого при межличностном общении— из страха, желания удержать единоличный контроль за ситуацией или из-за безразличия. В результате формируются локальные области “Открытого” и большая обще корпоративная область “Скрытого”. Последняя удачно служит целям лиц, непосредственно проводящих реструктуризацию, но зато ставит в невыгодное положение всех остальных. В результате возникает реакция отторжения, недоверия, а иногда и саботажа предлагаемых инициатив. Одновременно формируется “Слепое пятно”, поскольку непосредственные инициаторы не знают о чувствах и мыслях своих коллег. Поэтому очень важно расширить область “Открытого” как по вертикали, так и по горизонтали.
Не смотря на красивое название окно менее известно, чем матрица Эйзенхауэра или Типология по-немецки. Тем не менее в окно «заглядывают» психологи, есть даже сайт игрушка Окно Джохари. Для тех кому это интересно следует заглянуть сюда «Объяснение johari window». Кстати, англоязычный Интернет кишит публикациями на эту тему.
Итого: Будьте открытыми!