Еще одним методом логического моделирования является метод «Пять почему» (известен также, как карта «Почему? — Почему?»). Метод удобно использовать совместно с диаграммой К. Исикавы. Конечно, возможно использовать данный метод и самостоятельно.
Цель метода заключается в нахождении главной (коренной) причины рассматриваемой проблемы. Для каждой, идентифицированной при построении диаграммы К. Исикавы причины, путем последовательного ответа на вопрос «Почему?» выявляется более глубокая причина.
Процедура использования метода Пять почему
Метод используется для проведения анализа главной (коренной) причины и заключается в следующем:
1) Определите отправную проблему или причину высокого уровня, предназначенную для последующего анализа;
2) Методом мозгового штурма определите причины, соответствующие уровню более низкому, чем уровень отправной точки;
3) Для каждой идентифицированной причины поставьте вопрос: «Почему именно она служит причиной возникновения исходной проблемы?»;
4) После каждого нового ответа на поставленный вопрос задавайте его снова и снова до тех пор, пока никаких других ответов не останется. Возможно, это будет одна из коренных причин проблемы. Как показывает практика, число таких итераций равняется пяти «Почему?».
Пример подобного анализа приведен на рисунке.
Полагаю, что многие скажут, что в приведенном примере главная причина и так ясна. Во первых, это потому, что пример выбран простой. Во вторых, результат кажется очевидным только тогда, когда работа выполнена.
Если вопрос немного изменить и вместо слова «Почему?» поставить слова «Каким образом?», то рассматриваемый метод уже можно будет использовать для отыскания наиболее эффективного способа решения проблемы.
Попробуйте, помогает.
3 комментария. Оставить новый
А мне вопрос ПОЧЕМУ нравиться!!
Метод хороший, и главное – давно освоенный теми у кого есть дети. Мой ребенок с 2-х до 4-х лет задавал вопрос “Почему?” на каждую тему, пожалуй, даже больше чем по 5 раз, хотя где-то после 5-го я тему “зацикливала”, что б из нее выйти. Но что интересно, с 4-х до 6-ти лет вопрос “Почему?” сменился на “А как?”. Так, что в этой методике я паросто АС! Как и многие другие. Учиться надо у детей. Устами младенца …
Пять раз задавая вопрос “ПОЧЕМУ ?” , мы обязательно упремся в низкую квалификацию и отсутствие знаний. Поэтому актуальной остается фраза “УЧИТЬСЯ , УЧИТЬСЯ и УЧИТЬСЯ” !!!