Использовать рефлексию в работе менеджера необходимо для более полного и ясного осознания выполняемой им деятельность как по частям (факторы, цели, средства), так и в целом.
Что это такое?
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Другими словами, деятельность самопознания человека. В рефлексии ключевое значение имеет понятие «позиция». Позиция — это определенное отношение действующего субъекта к объекту или другому человеку. Чем больше позиций человек может занять в процессе анализа объекта, тем выше уровень рефлексии он способен использовать.
Зачем мне надо использовать рефлексию?
В результате использования рефлексии менеджер более полно и ясно осознает выполняемую им деятельность как по частям (факторы, цели, средства), так и в целом. Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать свое поведение и принимать более правильные решения. Другими словами, рефлексия позволяет задуматься о собственном опыте.
Что надо сделать для освоения метода?
Использование рефлексии надо начинать с индивидуальной работы по развитию у себя способностей к рефлексии. Для этого:
• Возьмите за правило возвращаться к анализу своих действий после важных событий, сложных ситуаций, принципиальных решений. Посмотрите на себя со стороны: как вы действовали в этих ситуациях, как выглядели в глазах других, можно ли было действовать более правильно, более эффективно, чем полезен опыт этого события, что следует учесть в дальнейшей работе?
• Каждый рабочий день рекомендуется заканчивать его ретроспективным анализом. После того как вы отдохнули, пробегите мысленным взором весь ваш рабочий день и остановитесь на тех эпизодах, которыми вы не вполне довольны, а также на тех, которые требуют дальнейшего обдумывания и действий. Попробуйте всем этим эпизодам рабочего дня дать оценку внешнего наблюдателя — как беспристрастный зритель.
• Проверяйте свои представления, оценки, которые у вас сложились о других людях. Насколько они верны, в чем не точны, почему ошибочны? Это трудная задача, но в большинстве случаев решаемая, если вы умеете общаться и пользуетесь репутацией открытого человека. Если нет, то вам необходимо повысить коммуникативные компетенции. Это также один из способов развития способностей к рефлексии.
• Проводите совещания по полученным результатам производственной деятельности, независимо от того, какие они, положительные или отрицательные. Но не с целью подвести итоги и раздать благодарности и замечания, а для того, чтобы провести детальный «разбор полетов» совместными усилиями. При этом анализируйте сами и давайте другим оценивать различные этапы и эпизоды выполненной работы, а главное — действий людей.
• Чаще общайтесь с людьми, которые не похожи на вас, которых вам не всегда удается понять, которые часто придерживаются другой точки зрения. Любая попытка понять таких людей — это активизация своей рефлексии, а достижение успеха в понимании есть не что иное, как освоение еще одной рефлексивной позиции. Не бойтесь стараться понять другого, это не значит соглашаться с ним, но это предпосылка к тому, чтобы найти более эффективное решение или как минимум согласованное.
• Используйте для анализа своей деятельности конкретные ситуации, в которых вы находитесь.
• Наверное, вы согласитесь с мнением, что почти в каждой сложной или проблемной ситуации есть либо парадоксальность, либо комизм. Чтобы увидеть их, необходимо посмотреть на проблему совершенно в другом ракурсе, часто изменив внутреннюю оценочную позицию. Это высокий уровень рефлексии. Найти смешное в серьезном деле непросто, но это помогает по-новому сформулировать проблему, благодаря чему открывается путь к ее решению.
Освоив использование рефлексии, уже через полгода вы увидите, что стали лучше разбираться в людях, вас окружающих, да и в самих себе. Вы словно будете читать чужие мысли и предугадывать поступки. Но, что еще важнее, станете лучше понимать себя и вести себя более ровно, вы почувствуете в себе силу. Рефлексия — мощное и в то же время тонкое оружие. Совершенствование его бесконечно. Использование рефлексии многообразно, как сама жизнь.
9 комментариев. Оставить новый
[…] […]
+1 согласен с автором. Хороший пост. Мне понравился…
как можно провести рефлексию?…чтобы детям было интересно??..так как здесь не слово о рефлексии которая проходит в кругу вожатых с детьми.
То, о чем вы говорите, в психологии называется третья позиция, то есть выход из ситуации, возможность посмотреть на нее со стороны – как будто смотришь фильм с собственным участием. Такой опыт позволяет анализировать ситуацию со стороны, относиться к собственным ошибкам как к опыту, позволяет вырабатывать стратегии дальнейшего поведения. Самое главное, не увязнуть в этом состоянии – надо было сказать то-то, а если бы я ушла и т.д.
И еще. Сегодня “великий и ужасный” Полонский на эту тему:” Рефлексируете вы или мечтаете? Насколько ваши мысли абстрактны и насколько конкретны ваши мечты?… Проанализируйте, о чем вы думали год назад, о чем сейчас?…Последовало ли за изменением общей ситуации в стране переосмысление ваших фундаментальных постулатов: отношение к жизни, близким, работе, саморазвитию.
Подумайте над своими мыслями – сможете сделать полезные выводы и двинуться в процессе саморазвития дальше”.
Отсюда:http://polonium194.livejournal.com/62179.html
Рефлексия, уважаемый Алексей Васильевич, если я правильно понял материал – все же служебный элемент анализа ситуации или же один из способов развития у менеджера проактивности. Что же касается ссылки, я бы предложил взглянуть на ситуацию в контексте иллюстрации: топ-менеджеру представляется, что он чрезвычайно адекватно оценивает себя в сложившейся ситуации (“я езжу на метро и в электричке и потому знаю, о чем говорю”), а зеркало реальности преломляет его, превращая в младшего брата Шварцмана.
А как Вы считаете, почему обыденное сознание отсекает “шум” от “сигнала”, когда советует: “Не рефлексируй!”? Способ самосохранения?
Уважаемый Юрий, ссылку посмотрел, заинтересовало, но в Вашем примере речь идет скорее об оценке ситуации, а не о самооценке. Объективной самооценки в принципе не может быть. Кроме морали и “кодекса строителей капитализма” эталона нет. При самооценке мы сами выбираем эти эталоны. При рефлексии мы должны встать в стороннюю “позицию” и посмотреть на свои действия с этой стороны, взяв за основу эталоны этой позиции. К примеру, а что бы сказала мама (дети, друг, начальник, Ваш кумир и пр.) по поводу этих моих действий? Даже если мы не приветствуем данную позицию, то подобный взгляд может помочь нам выработать меры по более эффективным действиям в будущем.
Бесспорный материал. Однако наиболее интересное для меня осталось вне текста. Как добиться объективности самооценки? Бывают ситуации, когда все управленческие решения – как плохие ходы в шахматах – цуцванг, причем, специалисты еще употребляют слово «кажущийся». Возможно ли фотографически точное воспроизведение ситуации? Адекватен ли инструментарий, используемый для этого? Верно ли определены «контрольные точки»? Не случайно источником и составной частью современной рекламы стало семиотическое открытие художника бельгийца Рене Магритта: «Ceci n’est pas une pipe» – в другом варианте, современнее – у режиссера Дэвида Линча: «Совы совсем не то, чем они кажутся».
Согласитесь, насколько рефлексия, иллюстрирующая текст, карикатурно неадекватна предмету! Фактически метасемема,- сказали бы лингвисты.
Другая рефлексия: http://www.rb.ru/office/officestory/officestory/2009/07/02/131340.html, все еще популярная в Сети и имеющая к бизнесу самое непосредственное отношение. Обратите внимание на реакцию другого участника панельной дискуссии – ему сделалось изрядно неуютно – прячась за шутку, он не сумел скрыть желание дистанцироваться от предыдущего оратора…
Использую, но не через зеркало. Каждый день пытаюсь проанализировать что сделал за день. Есть трудности, всегда смотришь со своей колокольни. Взгляд со стороны не получается. Встать в позицию начальника душа не позволяет, в позицию коллег по работе не позволяет мораль, в позицию членов семьи мешает и то и другое. Как научиться?