Видение организации в консультационной деятельности считается одним из первых этапов разработки стратегии. Это естественно. Если мы прорабатываем пути достижений некого нового состояния, то это новое состояние необходимо обозначить. В противном случае мы получим что то похожее на «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».
Видение и возможность его формулирования
В своей практике я предлагаю рассматривать Видение как будущее состояние отрасли и место организации в отрасли. Другими словами, необходимо определить, что будет с бизнесом, в котором мы работаем, в будущем и будущее нашей организацией. Можно привести множество определений других авторов. Например, «Идеализированное представление желаемого и достижимого будущего состояния, то есть того, где и чем должна в будущем оказаться организация» (М.К. Румизен, Управление знаниями, М., «АСТ», «Астрель», 2004 г.). Другой вариант, «Видение перспективы — картина того состояния бизнеса, которое может быть достигнуто в отдаленном будущем при самых благоприятных обстоятельствах и к которому устремлены чаяния владельцев компании или ее топ-менеджмента (Междисциплинарный словарь по менеджменту / Под общей редакцией: С.П. Мясоедова, М., «Дело», 2005 г.).
Однако всегда ли возможно определить то конечное состояние, к которому мы должны стремиться?
Элементы видения будущего (цитирую по материалам Г.Н. Константинова, профессора ВШЭ) можно представить следующим образом (см. рисунок).
Стратегические намерения – это то, что компания собирается реализовать в будущем. Это та часть будущего, которая «в руках» компании.
Предвидение связано с пониманием текущих намерений тех людей или компаний, которые могут изменить условия бизнеса. Это могут быть стратегии конкурентов, новые технологии. Это та часть будущего, которая « в руках» других игроков.
Прогнозы дают информацию о будущем. Эта информация относится к процессам, которые не зависят от стратегических намерений, протекают вне воли людей или компании. Это та часть будущего, которая неизбежна.
Гипотезы структурируют неопределенность, создают основу для контроля над ней.
Обратите внимание все составляющие «Видения» имеют какую то часть (иногда значительную) неопределенности. Стратегические намерения это наши намерения. Гарантировать то, что намерения превратятся в реальность, никто не может. Предвидеть стратегии конкурентов можно, но гарантировать то, что их стратегии будут реализованы, никто не может. Прогнозы в экономике страдают примерно тем же, что и прогнозы метеорологов. Гипотезы действительно создают основу для контроля над неопределенностью. Но, ни в коей мере, не устраняют её (неопределенность).
Таким образом, определить «Видение» далеко не всегда возможно. Во многих случаях мы имеем ситуацию типа «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Что и делать в подобной ситуации?
Мое мнение по данному вопросу смотрите в следующих записях. Ваши ответы, я надеюсь увидеть в комментариях.
5 комментариев. Оставить новый
[…] я писал (см.«Пойди туда, не знаю куда…»), что на одном из первых этапов разработки стратегии […]
Вопрос, сформулированный в статье, носит провокационный характер, типа надо – не надо. Подразумевалось, что надо, но как? «Видение» для галочки пустая трата времени и средств. С другой стороны, уменьшение горизонта формулирования видения – это очень дельное предложение. При этом надо иметь ввиду, что операционное планирование (когда все можно просчитать) и стратегическое планирование (когда все просчитать не возможно) не одно и тоже. Операционное планирование начинается после принятия стратегии. Если стратегии нет или она не явно выражена, то операционная деятельность обречена на низкую эффективность в долгосрочном периоде. «Видение» – элемент именно стратегического, долгосрочного планирования. В операционной деятельности основным элементом будут цели.
О формулировании «Видения» в условиях неопределенности – позже, в отдельной статье.
С уважением
А.В.Мурзинов
Видение не будет точным никогда. Поэтому его надо формировать с возможной степень вероятности.
Я согласна с Николаем. Конечная цель любого бизнеса – получение прибыли. Нужно поставить себе долгосрочную цель – получить определенную прибыль через определенный промежуток времени. Но данная цель должна опираться на анализ конкретных фактов и цифр. Далее разрабатывается план с конкретными шагами. Естественно, что данный план может корректироваться по ходу пьесы. Но, по-моему, все-таки, мы говорим об одном и том же только разными словами.
Не нужно формулировать «Видение» только потому, что так написано в учебниках, так же как не нужно составлять меню на собственный юбилей, который состоится через 35 лет. Не получается сформулировать это «Видение» значит вы задаете нереальный временной параметр. Вспомните, что в конечном итоге все стремятся к получению прибыли, сформулируйте те задачи и цели на краткосрочный период и которые можете просчитать, потом добивайтесь их. Две три хорошо просчитанные цели дадут Вам вектор, в направлении которого вы двигаетесь. И если Вам уж совсем неймётся, то по вектору сформулируйте «Видение» и можете поставить «галочку», что «Видение» у Вас есть.