Поздравляю с наступающим праздником “День знаний” (1 сентября). Этот день для меня не только профессиональный праздник, но это еще и мой календарный день рождения. В связи с этим я решил попросить Вас в качестве подарка изложить свое мнение о том чему надо учить в программе МВА.
Обычно, когда говорят о бизнес образовании, то акцентируют внимание на моделях образования, о формах образовательных учреждений и пр. Всех, кого интересует эта тема, отсылаю к очень подробной публикации на эту тему на сайте “Элитариум”.
День знаний и системные компетенции
Однако мне кажется, что в этой, да и многих других публикациях, не рассматривается один из важнейших вопросов бизнес образования – чему учить. Программа МВА в большей степени нацелена на развитие профессиональных компетенций. Финансы, менеджмент и т.д. Личный длительный опыт преподавания дисциплин по программе МВА и, естественно, опыт общения со слушателями, сформировал устойчивое мнение о том, что многим из соискателей степени МВА необходимы не столько модели и методы менеджмента, сколько умение учиться (смотри более раннюю публикацию по этому поводу). Темп жизни, к которому пришло человечество, приводит к тому, что люди по многу раз меняют не только место работы, но и направление деятельности. Как результат, полученное однажды образование не только физически, но и морально устаревает. Единственный выход быть востребованным заключается в непрерывном образовании. Но человека этому надо научить.
С моей точки зрения модель образования современного человека может выглядеть следующим образом.
Основа всего «Системные компетенции». К ним относятся личностные качества (амбициозность, бойцовские качества, коммуникабельность, лидерство и пр.) и качества профессионального учащегося (прежде всего умение работать с информацией, способность к самостоятельной работе и обучению, умение применять знания на практике). Тут же, что очень важно, стратегическое и оперативное личное планирование.
Естественно, от учебного заведения требуется и помощь в «навигации» по той или иной учебной дисциплине.
Я далеко не первый, кто обращает внимание на необходимость развития системных компетенций. Однако единства во взглядах о том, что в эти системные компетенции включать, нет. Как нет и единства о взглядах о том, на какой ступени образования этим заниматься. В Бизнес школе, в университете, в школе, в дошкольных заведениях, в утробе матери?
В качестве подарка к празднику, изложите Ваше мнение.
9 комментариев. Оставить новый
Добрый день, Алексей Васильевич!
Я присоединяюсь к поздравлениям! Успехов Вам! Крепкого здоровья, целеустремленности и самореализации!
Что касается тем для обучения, то на мой взгляд подборка существующая на курсе ММВА Лидер достаточно удачна.
Что на мой взгляд требует усовершенствования так это манера подачи информации некоторых лекторов. Иногда, материал приходится прослушивать по нескольку раз прежде чем наступает осознание того, что хотел сообщить лектор. Проблемы вижу в следующем:
1. Слишком быстрая речь;
2. Терминология, которая требует дополнительного уточнения.
3. Узконаправленная подача материала (без ярких примеров).
Также, хотелось бы, чтобы прошедшие вебинары вывешивались в соответствующем разделе для скачивания т.к. к примеру у меня скорость интернета не позволяет поучаствовать в данном мероприятии. А темы, заявленные очень интересны.
Что касается развития системных компетенций, то безусловно – это одно из основополагающих направлений в формировании успешных навыков у менеджеров, поэтому мне бы хотелось научиться и практически позаниматься по данной теме.
С уважением,
Наталья Скуратовская
Уважаемый Алексей Васильевич, поздравляю Вас с днем рождения и днем знаний!
Согласна с последним комментарием, а от себя хочу добавить, что еще необходимо обучение ведению переговоров.
Обязательно в программе МБА должны быть ораторское искусство и отработка навыков подготовки и проведения презентаций. До автоматизма. А то многие (присутствующие, разумеется, исключаются) выпускники бизнес-школ говорят, как дауны. Я уже не говорю о том, как они пишут на родном (русском языке). Про английский вообще молчу.
Алексей Васильевич, с праздником знаний и днем рождения Вас!
Иногда на практике бывает очень трудно реализовать те методы и инструменты, которые при обучении кажутся понятными. Дело в том что в ситуации психологического давления которая частенько возникает при выполнении многих работ не всегда удается вспомнить и применить то что при обучении казалось таким элементарным. Так же на практике очень многие люди стараются непроизвольно сбить тебя с правильного пути (это например требование быстрого результата, каторый может быть быстрым только при падении качества и т.п.). Вот тут как раз нужны такие качества как напористость, коммуникабельность, и английская “жесткая верхняя губа” а иногда просто способность, извините за жаргон “втирать по ушам”, которые часто совершенно не подразумевают желание человека учится чему то, но действуют очень эффективно.
Скажите у кого было такое, что вроде некий инструмент управления понятен но на практике его трудно применить?
Иногда бывает и так, что пытаясь применить один инструмент на практике человек напрочь забывает о других. (пример – при составления графика работ и распределении заданий руководство напрочь забывает о согласовании заданий с подчиненными. в результате график становится бесполезен).
Потому в программах МБА, думаю, очень хорошо проводить практические игры с целью отработки изученных иснструментов на практике. В нашей СДО – попытка такой практики это кейсы. Кейсы это конечно очень слабая замена таким играм.
Хотелось бы чтобы как то больше в них народа участвовала и более организованно, только как это сделать?
Может быть устраивать решение таких кейсов отдельно (за разумную доп. плату).
Насчет же умения учится интресно то, что многие люди очень часто малоспособны учится на своих же ошибках. Происходит это в основном не из-за отсутствия ума а из-за нежелания делать над собой постоянные усилия для анализа сделанных ошибок, их фиксации, обсуждения с другими и в дальнейшей работе постоянного сравнения ключевых ситуаций с теми бывшими когда были сделаны ошибки – это немалый труд. Но если бы этот труд выполнялся то большинство проблем компаний не возникало бы. Что бы выполнять такой труд как раз и нужна КОМБИНАЦИЯ личностных и профессиональных качеств, которая очень редко встречается у людей(руководителей).
Галина, могли бы Вы подсказать откуда можно бесплатно скачать перечисленную Вами литературу?
С уважением,
Савельев Алексей
Добавляю ссылки на Голдратта и Сенге:
Питер Сенге, “Пятая дисциплина”.
Э.Голдратт, “Цель”, “Цель-2″”.
Алексей Васильевич – с наступающим Вас Днем рождения!!!
Очень даже символично получилось, что именно Ваш День рождения был выбран для праздника «День знаний». Поздравляю!
Что касается системных компетенций, то в основе их, как мне кажется, лежит способность к системному мышлению. Такая способность есть у каждого, но в разной мере. Насколько я поняла Вас, интересуют мнения по вопросу – что надо включить в программу МВА для развития системных компетенций менеджера? При всем том, что менеджерами не рождаются… Т.е. что бы развивать системные компетенции слушателя МВА, необходимо, чтобы этот слушатель все-таки владел системным мышлением. Системное мышление, на мой взгляд, это не только и не столько способность человека из разрозненных частных (равно как и малых целостных) объектов увидеть большое и целое, качественно иное создание, но и способность человека при этом понять, чего не хватает этому новому созданию для перехода в качественно другое состояние ДРУГОГО ЦЕЛОГО. Здесь нет однонаправленной причинно-следственной цепочки – это многоуровневый, разнонаправленный и бесконечно-разветвленный алгоритм построения процесса мышления, в котором ключевыми моментами являются не объекты, а связи между объектами, причем не только многочисленные прямые, но и во многом «неожиданные» косвенные. Системные компетенции менеджера должны помочь этому менеджеру увидеть (понять и уметь управлять) систему его организации «изнутри» (механизм, алгоритм, программа управления) и «снаружи» (результат деятельности, взаимодействие с внешней средой, прогнозирование последствий). Причем эти два взгляда «изнутри» и «снаружи» так же должны представлять собой единую систему. Можно ли этому научить? Вряд ли. Но можно прояснить, сделать понятным и прозрачным то, как этим управлять, тому как принимать системные (!) решения. Думаю, именно в этом и состоит задача программы обучения системным компетенциям менеджера.
Что включить в эту программу обучения? Мне кажется, это должен быть отдельный модуль «Системные компетенции менеджера», в котором по темам будут представлены, например: 1) Искусство системного мышления по Д. О`Конору; 2) Принципы системного мышления согласно П.Сенге; 3) Теория системной динамики по Д. Форрестеру; 4) Теория хаоса и сложности по М.Джексону; 5) Теория ограничений Элияху Голдратта (а в модуле «Операционный менеджмент» сделать только ссылку на этот материал) и т.д. Но главное – в этом модуле необходимо предусмотреть для слушателей возможность решения задач на тренировку системного мышления. Это могут быть и небольшие логические задачки с «двойным дном» и психологическим уклоном, и сложные кейсы с описанием проблемных ситуаций и с заданием по созданию прогнозных сценариев в результате решения или развития данной ситуации.
Что еще хотелось бы сказать, так это то, что человек, владеющий системным мышлением, именно в силу особенностей такого мышления просто не может отказаться от непрерывности своего обучения. Иначе его мышление потеряет системность, ибо ключевые связи будут разрушены в силу устаревания информации. В какой-то степени это зависимость… Знания становятся «наркотиком», поддерживающим динамику системы и обеспечивающим ее развитие.
Надеюсь, я Вас не сильно утомила?
В качестве подарка даю ссылки, по которым можно скачать (!) книги по данной теме:
здесь книга О`Коннор Джозеф “Искусство системного мышления”.
Питер Сенге, “Пятая дисциплина” (про системный подход, теорию и практику самообучающейся организации)
Э.Голдратт, “Цель”, “Цель-2” (полу-художественные книги про теорию ограничений).
Еще раз – с наступающим Днем рождения! УДАЧИ !
С уважением,
Галина
Галина, спасибо за поздравления и подарок. С этими книгами я не был знаком. Так что вдвойне спасибо.
С уважением
Абсолютно согласен. Если у человека развиты (его научили впитывать и обрабатывать информацию, он гений, он подтянул себя сам и т.п.) системные компетенции, то собственно область применения этих компетенций не важна. По старой работе (академическая наука, астрофизика) могу сказать “новую” мысль, талантливые люди талантливы во всем. Немного перефразируя, люди с системной компетенцией могут себя замечательно реализовывать в любых областях деятельности. Основное, чему меня учили в институте (МИФИ) – умение учиться и самостоятельно впитывать знания. Причем эти знания могут быть абсолютно из разных областей.
На предмет системных компетенций полностью согласен.
Уверен, что ЛЮБЫЕ профессиональные компетенции (в разумных пределах, конечно) можно “добрать” в процессе, обладая способностью учиться.
А вот способность правильно позиционироваться, вовремя встать на нужный проект, собрать и замотивировать команду — это как раз те умения, которые в первую очередь должны РАЗВИВАТЬ программы MBA. Именно РАЗВИВАТЬ. Потому как “если у вас не получилось с первого раза–значит парашютный спорт не для вас”.
Опыт работы в крупных нефтехимических компаниях показал, что сотни высочайших профессионалов, уповая на свою незаменимость, остаются за бортом. Просто они принципиально НЕ ХОТЯТ добавить к своим знаниям хотя бы маленькую профессиональную компетенцию. Например, заполнять еженедельный отчет в требуемой форме в экселе. В результате на их место приходят пусть менее профессионально подготовленные, но способные учиться. И все стенания на тему “понабрали тут некомпетентных” остаются только стенаниями оказавшихся не у дел мастодонтов. Еще ни одно предприятие нефтехимии не остановилось по причине увольнения пусть даже супер заслуженного специалиста.
Таким образом, на мой взгляд именно развитие системных компетенций главная задача бизнес-образования.