Школы МВА отмечают снижение спроса. В мае месяце радио Бизнес FM констатировало значительное снижение спроса на программы МВА и некоторое снижение стоимости обучения. Смотрите выдержки из статьи ниже. Я выделил наиболее важные, с моей точки зрения, моменты.
Школы МВА опустели на 30-50%
Стаья на сайте BFM | |
25 мая 2009 года / | |
Характерной особенностью российского рынка являлась его ориентация на корпоративного клиента. В связи с тем, что затраты компаний на бизнес-образование сотрудников были уменьшены в кризис одними из первых, спрос на МВА резко упал.
«Мы обладаем информацией, что к марту этого года у многих лидирующих бизнес-школ был недобор от 30 до 50%. Они оказались в достаточно сложной ситуации, прежде всего, из-за падения востребованности корпоративных образовательных программ MBA. — сообщила BFM.ru управляющий директор KellyOCG Наталия Матусова. «Ситуация на рынке бизнес-образования сейчас сложнее, чем была раньше, — говорит ректор Классической бизнес-школы Петр Калошин. — В результате те школы, которые оставляют прежние программы обучения, испытывают сложности. Думаю, что тем, кто модернизировал программы, ориентируясь на новые потребности, будет проще. В этом учебном году мы набрали самую большую в истории нашей школы группу на MBA». В отсутствие прежнего спроса идет снижение расценок на программы MBA. |
Выводы из прочитанного.
С моей точки зрения очень важна отмеченная привязанность многих школ МВА к корпоративному обучению. Оптимизация затрат в компаниях привела к отказу от направления на обучения всех и каждого. Отсюда провал. В то же время школы, ориентированные на соискателей физических лиц, оплачивающих свою учебу самостоятельно, потеряли в приеме меньше.
Восстановление числа “направленцев”, вероятно будет проходить очень медленно. Это заставит все школы направить свое внимание на сегмент физических лиц. Как следствие усилится ценовая конкуренции среди школ. Физические лица более чувствительны к цене, чем корпоративный сектор. Школы с “заоблачными” ценами, остануться без слушателей.
Кто разделяет (или не разделяет) это мнение?
Вопрос о цене за программу МВА отдельный вопрос, который я постараюсь рассмотреть позже.ba MBA
5 комментариев. Оставить новый
Зачем идут учиться на МВА?
1. Послали вот и учусь
2. Знаний хочу
3. Корочку хочу
По первому пункту все понятно, и численность этой категории слушателей в кризис заметно поубавится.
А вот по 2 и 3 не так все однозначно.
Если сделать допущение, что человек при принятии решения учиться-не учиться и где учится делает осознанный выбор, то по моему мнению выбор будет осуществляться исходя из:
1. Мои возможности
2. Имя школы
Уровень даваемых знаний в момент выбора учебного заведения оценить очень сложно.
В понятие “мои возможности” входят как собственные средства так и возможность привлечения “спонсора” (текущего или будущего работодателя и т.д.). И вот в этом сегменте слушателей, падение числа будет не столь значимым.
Однако законов экономики еще никто не отменял и вполне логично ожидать падение стоимости обучения. В то же время закрытие некоторых учебных заведений приведет к сужению предложения и в случае значительности такого сужения повлияет на стоимость в сторону увеличения.
И благодаря падению цены на одну такую московскую школу знакомая туда быстро поступила по моей наводке. Так как сам являюсь студентом той же школы.
Все-таки падение цен пойдет на пользу тем, кто хочет получить знания по программам МВА, но денег не хватает. А тут как раз шанс.
Тем более еще полгода назад было сказано, что в период “кризиса” следует инвестировать в свое образование, в повышение квалификации.
Еще мысли: рынок “МВА образование в России” похоже переходит в стадию турбулентности.
В итоге, мы очень скоро увидим передел рынка и ухода с рынка части игроков.
Возможно мы очень скоро увидим значительную трансформацию отрасли, и образование “для избранных”, перейдет в более массовый сектор.
Возможно так же в ближайшем будущем мы увидим не только расширение рынков сбыта и увеличение степени фокусирования на целевых сегментах, а и значительное качественное перерождение образования.
А так же (для меня вполне очевидно) будет создание ассоциаций (возможно они уже есть, осталось только усилить их роль), которые будут фактически заниматься координацией деятельности отрасли, координацией финансирования исследований, а также контролем качества образования.
Полагаю, что “кризис” заставил переосмыслить ценность продукта “МВА образование в России” для его конечного потребителя, и заставил потребителя сопоставлять ценность и цену.
Как следствие – резкое падение спроса на услуги “МВА образование в России”.
Я специально сделал акцент именно на образовании в России, так как полагаю, что поставщики услуги (школы МВА) в России уж очень расслабились, и перестали каким-бы то нибыло образом ориентироваться на интересы и нужды работодателей.
Поставщики не занимаються исследованием проблем работодателей, и соответсвенно не предлагают “новых инструментов (подходов)” решения их текущих проблем
управления: то, за что работодатель готов дополнительно платить.
Как раз, исследованием проблем работодателей, и поиском решений этих этих проблем на сегодняшний день занимаються в основном консалтеры.
К сожалению, как правило в России поставщик образования и консалтер – совершенно разные субъекты, в отличие от западной системы МВА.
Вторым существенным фактором на мой взгляд, являеться излишняя академическая направленность МВА школ.
В этом случае, для работодателя, зачастую, нет принципиальной разницы между выпускником экономического
фак-та ВУЗа и выпускником бизнес-школы.
В рез-те – явный избыток предложения специалистов с академическим экономическим образованием.
Полагаю, что как раз благодаря кризису, рынок “МВА образования в России” перешел от рынка-продавца, к
рынку-покупателя.
Теперь поставщики услуг “МВА образования в России” наконец-то вынужденны будут использовать весь тот ключевой комплекс знаний который сами и преподают (маркетинг, стратегический менеджмент) чтобы найти своего покупателя.
Фокусируйтесь, Господа, на своем клиенте, и он будет Вам за это благодарен.
Полагаю, что желающий получать новые знания найдет место и способ их получать. В этом смысле программа МВА является актуализированной и упорядоченной “схемой познания”, энциклопедическим словарем. Цена вопроса для учащегося является естественным барьером, объективным критерием нужности или ненужности данного обучения. Корпоративный клиент, безусловно лучше, но рост их числа будет еще долго восстанавливаться. Частные клиенты более обдумано принимают решения и ответственней относятся к самому процессу…