Важным этапом стратегического анализа является анализ отрасли, конкуренции в отрасли. В качестве модели анализа наиболее широкое распространение получила модель Портера (5 сил конкуренции по Портеру). Достаточно часто данную модель используют для анализа “ближнего окружения компании”. Не буду останавливаться на основах данного метода, это есть в любом учебнике по Стратегическому менеджменту. Ограничусь примером, приведенным Майклом Портером, применительно к Интернет. Пример интересен тем, что он, с одной стороны, подготовлен непосредственно Портером (Michael Porter, Strategy and the Internet, 2001, Harvard Business School ), а, с другой стороны, затрагивает такую динамичную отрасль как Интернет.
Анализ отрасли интернет Портером по Портеру
Ниже приведены выводы анализа.
Обратите внимание, большая часть тенденций, связанных с интернетом, по мнению Портера, имеет негативные последствия.
1. Интернет предоставляет потребителю доступ практически ко всей необходимой для покупки информации, зачастую делающим его более компетентным, чем сами продавцы. Расширение рынка сбыта вместе с положительным моментом имеет и отрицательный. Отныне покупатель не привязан к поставщику. Все это, несомненно, усиливает позицию потребителя, позволяя ему навязывать свои условия продажи.
2 Интернет существенно снижает необходимость серьезных вложений в отдел продаж и обеспечение доступа к каналам сбыта. Результатом этого являются низкие входные барьеры. Интернет создает ситуацию, когда существенно нивелируется разница между крупными и мелкими предприятиями.
3. Интернет также предоставляет новые возможности получения знания о заменителях продукта или сервиса, что существенно увеличивает их количество.
4. Поскольку интернет доступен практически всем и каждому, сохранять свое отличие от конкурента становится все сложнее. Увеличивается конкурентная борьба между компаниями, работающими на одном рынке.
5. Расширение рынка сбыта несет с собой и появление все новых компании, вступающих в борьбу за потребителя, конкуренция продолжает постоянно усиливаться.
6. Интернет смещает акцент от переменных издержек (variable costs) в сторону фиксированных издержек (fixed costs), что заставляет компании конкурировать в области цены на товар или сервис. В результате этого прибыльность в целом по отрасли начинает существенно снижаться.
7. По мере того, как потребитель станет все более и более интернет-грамотным, барьеры переключения от одного интернет-продавца к другому будут все более и более низкими. Компании будут вынуждены постоянно демонстрировать более выгодные предложения по сравнению с конкурентами.
Более подробный пересказ работы Портера недавно был опубликован на E-xecutive.ru. Для перехода к этой статье, кликните по эмблеме E-xecutive.ru. Меня же в данном случае интересуют не столько подробности, сколько справедливость выводов Портера для нашей страны. Все справедливо? Справедливо только отчасти? Все не справедливо? Изложите Ваше мнение, при случае зачтется на экзамене.
4 комментария. Оставить новый
С развитием интернета, развивается и автоматизация маркетинговых бизнес-процессов, одним из которых является мониторинг конкурентов. Пример такой автоматизации наглядно демонстрирует сервис NeoWatcher.ru, который мониторит указанные сайты или страницы и присылает на почту отчеты об изменениях. Такой подход и полученный результат, экономит не только время, но в средне и догло -срочной перспективе ресурсы компании, а также помогает компаниям принимать более взвешенные маркетинговые решения.
Абслютно согласна. Из анализа, относящегося к Интернет как виду бизнеса, только “Интернет-технологии очень трудно охранять от новых игроков”. Все остальное – анализ влияния ФАКТОРА “Интернет” на каждую из 5-ти сил, воздействующих на почти любой бизнес.
Но автор и не пишет, что Портер анализирует Интернет-бизнес, но “затрагивает такую динамичную отрасль как Интернет”. Может, именно влияние фактора он и представил?
То, что сказано Портером про Интернет, справедливо и для Российского рынка: больше информации, больше альтернативных предложений, сильнее конкуренция, шире рынок сбыта, меньше затрат на продвижение продукта, короче путь для заключения сделок.
Интернет как информационная среда и среда общения – вне конкуренции, заменителя ему нет. (Впрочем, возможный товар-заменитель интернет как среды общения: кофейни ).
С точки зрения потребителя это все характеризует Интернет исключительно с положительной стороны. Но все эти положительные возможности интернета приводят к негативным для отрасли последствиям: лавинообразно растет конкуренция и, как следствие, уменьшается маржа продавцов. А как жить и развиваться?
С другой стороны, необходимо указать негативные стороны интернета: много недостоверной и некачественной информации, возрастает опасность заключить сделку с непорядочными контрагентами, растет недобросовестная конкуренция (ведь за “вывеской” сайта лица не видно). Кроме того, для России характерно несовершенство правового регулирования бизнеса с использованием интернет-технологий (закон о е-аукционах, закон о ЭЦП, закон о защите персональных данных и проч.- либо не соответствуют реалиям сегодняшнего дня, либо так и не вступили в действие).
Для крупных сделок все-равно необходимо личное общение партнеров.
С уважением,
P.S. По-моему, Портер анализирует Интернет не как отдельную отрасль, а как инструмент, средство для других отраслей. Это не совсем корректно с точки зрения анализа “по Портеру”.
Алексей Васильевич, по моему мнению, ориентируясь на деятельность нашего предприятия все справедливо по каждому пункту.
С уважением В.N.