В основу разработки и осуществление маркетинговых программ закладывает комплекс маркетинга и его элементы. Комплекса маркетинга известен в миру под кличкой 4P, marketing mix и даже маркетинговая смесь. Полагаю, что Вам хорошо известны эти элементы:
- Product (Товар) — продукт труда, предлагаемый рынку и удовлетворяющий потребность целевых покупателей.
- Price (Цена) — денежный эквивалент ценности товара для покупателя.
- Place (Товародвижение) — физическое перемещение товара от производителя к покупателю, благодаря которому товар становится доступным для целевых потребителей.
- Promotion (Продвижение ) —деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его.
С момента предложения г-ном Дж.Маккарти (1964 г.) этой модели прошло много времени. Маркетологи не теряли время даром и каждый, в меру своих сил и разумения, предлагал модификацию этой модели. Прежде всего, за счет увеличения числа «Р». Правда, были попытки применить вместо элементов, начинающихся с буквы «Р», элементы, начинающиеся с других букв алфавита. Повторяться не буду, очень подробная статья на эту тему опубликована на сайте marketopedia (скачать её можно по данной ссылке).
Комплекс маркетинга, marketing mix включает еще и пятый элемент
Моё мнение по данному вопросу заключается в том, что пятый элемент все таки необходим. Модель Дж.Маккарти изначально является искусственной конструкцией. Это не закон Ньютона или Ома. Поэтому масштабировать «Р» или другие буквы алфавита бесперспективно. Мне больше нравится классический состав элементов в комплексе маркетинга. Но, главное не увеличивать число «Р», а творчески относиться к классическому набору. В книге Чарльз Шив, «Курс МВА по маркетингу» (И-во: Альпина Бизнес Букс, М., 2007), автор приводит пятый элемент, который он называет «Воображение» (imagination). Требуется рыночное воображение, что бы заставить работать комплекс маркетинга. В этом случае 5,6, и тд. «Р» теряют смысл. С учетом сказанного, комплекс маркетинга отныне называем не 4P, а 4Р+i.
Договорились?
Смотри на эту тему: Комплекс маркетинга. 4Р или больше?
7 комментариев. Оставить новый
Евгений, согласен, что можно говорить и о воображении и мастерстве и пр. Главное – думать надо! 4Р это не закон природы, это мысленная конструкция, пример классификации, которую перед применением следует осмыслить и примерить к своему объекту.
АВМ
Воображение – это фантазия phantasy, отсюда 5Р.
Но мне больше нравится изобретательность/мастерство.
Воображение в целом это способность к творчеству.
4P/Marketing Mix – это прикладной инструмент, поэтому реальность жизни требует практическое применение модели.
Изобретательность (ingenuity)/мастерство (skill), как производные от воображения подходят больше, по моему мнению.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5#.D0.9C.D0.B5.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D0.B7.D0.BC.D1.8B_.D0.B2.D0.BE.D0.BE.D0.B1.D1.80.D0.B0.D0.B6.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F
[…] по данной теме опубликовано «4Р и пятый элемент». […]
[…] admin пишет: Разработка и осуществление маркетинговых программ проводятся по отдельным элементам комплекса маркетинга (известен в миру под кличкой 4P, marketing mix и даже маркетинговая смесь). Полагаю, что Вам хорошо известны эти элементы: … Повторяться не буду, очень подробная статья на эту тему опубликована на сайте marketopedia (скачать её можно по данной ссылке). Моё мнение по данному вопросу заключается в том, что пятый элемент все таки необходим. … 1, 2, 3, 4, 5, 6 … […]
Мне кажется, что если пытаться развивать именно эту модель, то количество букв алфавита может оказаться достаточно большим. Не стоит забывать, что это – модель, так сказать базовые элементы. Все остальное – реальная практика и значимость тех или иных элементов и, соответственно, положение их в основу, зависят от конкретных условий бизнеса. В некоторых странах это может быть G, без которой не обойтись. Government. 🙂
People так или иначе уже входит в первые 3Р. У нас вообще все для People. Выделять отдельно можно, если нужно для каких-то конкретных целей. А вот “ВООБРАЖЕНИЕ”, это то, чего нехватает многим конструкциям (моделям) не только маркетинговым. Я бы даже сказала, что это ОСНОВНОЙ элемент модели, т.к. только он способен объеденить все остальные отдельные Р в единую систему. А для того, чтоб модель работала – она должна быть системой.
Двумя руками за пятый элемент!!!
Извините, но даже Котлер признал, что надо не 4Р, а 5Р, включая People. Разве не так?
С уважением, Аркадий