Карта видов деятельности это визуализация видов деятельности, фактически реализуемых в организации. За годы работы в условиях благоприятной конъюнктуры рынка многие предприятия, даже предприятия малого и среднего бизнеса, накопили множество видов деятельности, направленных на поддержание основного производства. В ряде случаев эти виды деятельности разрослись и заняли ведущее место в ассортиментном портфеле предприятия. В других случаях это привело только к значительному росту издержек, не более того. Пришло время провести инвентаризацию.
Ниже простой, но действенный способ подобной инвентаризации. В качестве примера приведена карта, подготовленная фирмой Бэйн энд Компани для одного из Российских предприятий. Если кликнуть по рисунку, то он откроется в большем масштабе.
Обратите внимание, что все виды деятельности показаны на одной странице. Это позволяет охватить предприятие одним взглядом, и решение напрашивается само собой. Возможный вариант решения:
• Основной специализацией этой обувной фабрики является производство рабочей обуви и зимней мужской обуви:
– ее рынки находятся в холодных районах на Урале;
– лучше всего ей удается производить утепленную обувь.
Как Карта видов деятельности готовится и используется
Как использовать такой способ инвентаризации видов деятельности?
1.Составьте карту видов деятельности предприятия:
– составьте список различных видов деятельности вашего предприятия по технологической цепочке: от начальных процессов до момента, когда покупатель получает продукцию. Это означает, что вам надо графически изобразить не только каждый из Ваших видов деятельности, но также и каждый из ваших видов продукции и различных каналов сбыта.
–оцените, насколько ваше предприятие сильно в каждой из этих клеток.
2.Определите те области, в которых, по вашему мнению, предприятие имеет преимущества перед вашими конкурентами;
3.Сосредоточьте основное внимание на том, в чем у Вас наилучшие возможности: продукция, которую вы производите и продаете, должна использовать преимущества наших ключевых возможностей
Что это даст? Разбивая работу предприятия на очень маленькие элементы (виды деятельности) и спрашивая себя, “насколько это является нашей специализацией”, мы начинаем понимать, в чем наша главная сила. Глядя на результат, Вы можем неожиданно обнаружить, что Ваша основная специализация отличается от того, что Вы думали в начале. Отказавшись от не основной деятельности, Вы можете добиться сокращения издержек как за счет большей экономии на масштабах производства, так и за счет большего опыта производства.
Где Ваша Карта видов деятельности? Попробуйте, методика работает.