На одной из лекций меня попросили показать особенности ATL и BTL рекламы. Выполняю эту просьбу.
Говорят, что в середине XIX века один из руководителей компании Procter&Gamble, рассматривая смету предстоящих расходов на рекламу, вдруг обнаружил, что в смете не были учтены затраты на раздачу бесплатных образцов товара и на организацию дегустации производимой его компанией продукцию. Якобы, подсчитав все эти дополнительные расходы, он от руки провел черту, дописал дополнительные затраты под ней и составил окончательную смету. Так возник термин BTL – below the line – то, что под чертой. Все, что было написано ранее (над чертой), получило название ATL – above the Line. Кроме того, появился термин TTL (Trough the Line, сквозь линию), которым обозначают все вместе. На схеме, показаны основные мероприятия используемые в ATL и BTL средствах продвижения. Рисунок взят с сайта «Психология рекламы»
ATL и BTL
Как видите, ATL это традиционные средства рекламы, в то время как BTL – нетрадиционные. Если в части традиционных средств рекламы все более или менее понятно, то полный перечень средств (инструментов) BTL рекламы привести не представляется возможным. Основная причина в том, что перечень нетрадиционных средств рекламы постоянно пополняется. Тем не менее, можно указать, что к BTL относят:
- торговые конференции;
- промоакции;
- вирусный маркетинг;
- выставки и ярмарки;
- спонсорство;
- интернет-конференции;
- установление многоступенчатых программ по стимулированию сбыта;
- корпоративное мероприятие;
- внутриотраслевое мероприятие (B2B party);
- разработка программ лояльности;
- управление базами данных;
- и др.
Кстати, деление на ATL и BTL получило широкое распространение только в РФ. В то время как большинство американских агентств декларируют работу по принципу TTL «вне линии».
Если с Вашей точки зрения в перечне учтено не все, то добавляйте в комментариях.
1 комментарий. Оставить новый
Много лет организовываю ярмарки для своей продукции, но в последнее время стал замечать, что людей стало приходить все меньше. Понял, что нужно менять подход, сделать ярмарку интереснее и пригласить побольше людей. Долго думал, что же предпринять и тут друг посоветовал компанию ЦДК, которая как раз и организовывает всякие интересные промо акции и дегустации. В общем ЦДК организовали все супер, даже лучше чем мои личные работники. Я в восторге от этой компании!!