Какая школа лучше? Вопрос не праздный, его задают себе как абитуриенты, так и бывшие слушатели. Ответ на вопрос “Какая школа лучше ?” дает проведенный журналом “Секрет фирмы” совместно с компанией HeadHunter опрос выпускников российских бизнес-школ. Основной результат опроса ─ рейтинг школ МВА в России, основанный на мнении тех, кто закончил данную программу.
Однако рейтинг не дает однозначного результата. Для более точного ответа на этот вопрос, воспользуемся инструментом анализа ценового позиционирования и построим карту ценности (value map) для рынка программ МВА. Напомню, что карта ценности показывает, как потребители воспринимают соотношения между воспринимаемой ценой и воспринимаемым качеством конкурирующих предложений. Перестроенные данные опроса, приведены на рисунке ниже. По оси ординат приведено ценовое предложение школ, а по оси абсцисс рейтинговая оценка в баллах, выставленная по результатам опроса слушателей школ. В конечном итоге эта оценка представляет воспринимаемое качество обучения, правда не потенциальными слушателями, а слушателями, прошедшими обучения.
По диагонали карта ценности разделяется «линией эквивалентной ценности» (value equivalence line, VEL), в каждой точке которой цена и качество сбалансированы, и каждая точка которой представляет собой равноценное соотношение воспринимаемой цены и воспринимаемого качества предложения. В нашем случае на линии или близко к ней располагаются только малая часть из предложений. Большая же часть предложений располагается над или под линией VEL. Это говорит в первую очередь о нестабильности рынка. Пространство выше линии VEL — «территория низкой ценности», где воспринимаемая цена превышает для потребителя воспринимаемое качество товаров, а пространство ниже линии VEL, напротив, предполагает более высокую, чем цена, ценность предложения для покупателя. Очевидно, что покупатели будут предпочитать предложения с большей ценностью. Поэтому школы, находящиеся в зоне под линией VEL, причем в правом нижнем углу карты ценности, должны пользоваться большей популярностью. Одновременно наименее интересны предложения школ, располагающихся над линией VEL в левом верхнем углу карты.
Рейтинг школ MBA не дает ответ на вопрос какая школа лучше
Частично результаты опроса, на данных которого построена карта ценности, рассмотрены в публикации (см. “Рейтинг школ МВА от “Секрет фирмы”) , полностью результаты опроса представлены на сайте kommersant.ru. По данной теме смотрите еще публикация «Народный (?) рейтинг» и Газету «Известия».
8 комментариев. Оставить новый
[…] в публикации «Какая школа лучше? VEL школ МВА» была сделана попытка преобразовать рейтинг бизнес […]
[…] мнении тех, кто закончил данную программу. Детали тут “Какая школа лучше?”. Итак, кто точнее оценивает работодатели и рекрутеры […]
[…] В маркетинге технология построения карт позиционирования (или карт восприятия) хорошо проработана и описана. При необходимости эти материалы можно найти в Интернете в бесплатном доступе. Суть подхода заключается в выборе параметров позиционирования (во многих случаях это цена и качество) и размещение исследуемого товара (компании) на карте в выбранных координатах. Такой подход продемонстрирован тут на блоге в публикации «Какая школа лучше?». […]
[…] МВА варьируется в широких пределах. Ранее, в заметке «Какая школа лучше? VEL школ МВА» было показано, что стоимость программ изменяется от 170 […]
Да. Те которые правее и выше VEL можно смело закрывать.
Ольга, По оси ординат приведено ценовое предложение школ, а по оси абсцисс рейтинговая оценка в баллах, выставленная по результатам опроса слушателей школ. Линия VEL получена как простой линейный тренд цен (линейная апроксимация).
АВМ
У меня вопрос – как рассчитывали VEL?
Интересно, а почему никто не комментирует? Результаты поразительные. Лучше всяких рейтингов. Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ, Институт бизнеса и экономики, и все кто слева и выше лини VEL только деньги берут. Алексей Васильевич, в такой ситуации Классической бизнес школе надо цену поднимать. Самое время, я уже закончил, так что можно.