Хорошо известна матрица Ансоффа (Анзоффа) [1], которая предназначена для описания возможных стратегий предприятия в условиях растущего рынка. По одной оси в матрице рассматривается вид товара – старый или новый, по другой оси – вид рынка, также старый или новый.
Старый товар | Новый товар | |
Старый рынок | Стратегия проникновения | Стратегия развития продукта |
Новый рынок | Стратегия развития рынка | Стратегия диверсификации |
По этому поводу тут на сайте приведено небольшое, но популярное упражнения (см. Матрица Анзоффа (Ансоффа))
Матрица Ансоффа для падающего рынка
В случае, когда компания приходит к решению о сокращении производства товаров и своего присутствия на рынках, используются стратегии сокращения или спада. Они также имеют матричное выражение и являются как бы зеркальным отражением стратегий интенсивного роста [2].
Имеющиеся продукты | Продукты, снимаемые с производства | |
Имеющиеся рынки | Стратегия сбора урожая | Стратегия сокращения продуктовой номенклатуры |
Покидаемые рынки | Стратегия сокращения рыночного присутствия | Стратегия сворачивания бизнеса |
Когда организация сокращает свою деятельность, как с точки зрения продуктов, так и рынков, то она уменьшает инвестирования во все элементы комплекса маркетинга и стремится максимизировать прибыль или минимизировать издержки даже при уменьшении объема продаж. Такая стратегия называется стратегией сбора урожая. Она часто используется при переходе на новую модель относительно заменяемой модели.
Если организация не меняет номенклатуру выпускаемой продукции, но покидает некоторые рынки, то она проводит стратегию сокращения рыночного присутствия. Покидают рынки по разным причинам. Иногда организация не выдерживает конкуренции — возможно, изменилось законодательство, меняется профиль организации и т. п.
Иногда организации остаются на традиционных рынках, но сокращают номенклатуру поставляемых туда продуктов, т. е. проводят стратегию сокращения продуктовой номенклатуры. Обычно это обусловлено низкой конкурентоспособностью определенного продукта на конкретном рынке.
Стратегия сворачивания бизнеса заключается в прекращении поставок на какой-то рынок всех продуктов организации или путем прекращения всех операций, или путем продажи своего «места» на рынке другой организации.
Очевидно, что по отношению к разным рынкам и продуктам организация может одновременно проводить несколько базисных стратегий.
Обычно в курсах Маркетинга и Стратегического менеджмента об этом умалчивают. А Вы знали об этом?
- Ансофф И. Стратегическое управление. Москва: Экономика, 1989.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999.
3 комментария. Оставить новый
Вы наверное про консалтинговую группу “Score”? Так это точно, что они пытались разработать матрицу, но они стали применять этот принцип вообще ко всему, чуть ли не к выбору невесты. Это не думаю, что нормально. А вот Ансофф – кажется толково!
Александр!
Первое – это продуктово-рыночную матрицу в Нижнем Новгороде пытались(!) разработать на основе матрицы Ансоффа.
Второе – о спонтанности смены номенклатуры никто и не говорит. Стратегия, в отличие от тактики в принципе лишена спонтанности.
Третье – вопрос был о том, что в отношении к различным рынкам можно проводить различную стратегию причем одновременно. Иногда это входит в противоречие. Но это “противоречие” вполне решаемо, если четко разграничить рынки и продукты.
С уважением,
Галина
Это очень похоже на продуктово-рыночную матрицу, которую разработали где-то в Нижнем Новгороде. Только мне кажется, смена номенклатуры не может быть такой спонтанной. Всё же надо думать и о росте клиентоориентированности.