Проектные организационные структуры имеют свою историю. На предприятиях еще в советское время создавались так называемые временные творческие коллективы (ВТК), которые предназначались для решения самых разнообразных, как правило, уникальных задач. Мне приходилось неоднократно принимать участие в работе подобных групп. Уже позже выяснилось, что эти структурные образования есть ничто иное как проектные структуры, вернее их прародители.
Ныне я понимаю, что проектные структуры это структурные образования, которые призваны в условиях ограничений по затратам, срокам и качеству работ решить поставленную задачу (проект). Строго говоря, специальные проектные структуры управления применимы к крупномасштабным проектам. В этом случае используются специальные проектные структуры управления (проектный офис), который создается на время реализации проекта. На верхнем уровне управления осуществляются централизованные функции (например, учет, маркетинг, стратегическое планирование и т.д.), все задачи, прямо связанные с выполнением проекта решаются на уровне проектного офиса. В состав временных групп включают необходимых специалистов: инженеров, бухгалтеров, руководителей производства, исследователей, а также специалистов по управлению.
Достаточно часто деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются.
Однако на практике под словом проект понимают любые процессы целенаправленных изменений, в том числе и мелких. В этом случае затраты на создание выделенного структурного подразделения становятся нерациональными. Руководитель такого, относительно небольшого проекта, может выступать в качестве консультанта высшего руководства фирмы. Или же кто-нибудь из высшего руководящего состава компании координирует реализацию проекта в рамках обычной линейно-функциональной структуры. В этом случае говорить о проектной организационной структуре не приходится.
Проектные организационные структуры достоинства и недостатки
ПРЕИМУЩЕСТВА
- Комплексный подход к реализации проекта, решению проблемы;
- Концентрация усилий на решении одной задачи, на выполнении одного конкретного проекта;
- Большая гибкость структуры;
- Активизация деятельности руководителей проектов и исполнителей в результате формирования проектных групп;
- Усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его элементы.
НЕДОСТАТКИ
- При наличии нескольких организационных проектов или программ проектные структуры приводят к дроблению ресурсов и заметно усложняют поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала компании как единого целого;
- От руководителя проекта требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в сети проектов данной компании;
- Формирование проектных групп, не являющихся устойчивыми образованиями, лишает работников осознания своего места в компании;
- При использовании проектной структуры возникают трудности с перспективным использованием специалистов в данной компании;
- Наблюдается частичное дублирование функций.
Обратите внимание на сходство с дивизиональной структурой. Главное отличие – временный характер структурного образования. Как итог, проекты реализовываются в каждой организации, но далеко не каждая обладает проектной организационной структурой. Кто может поделиться опытом жизни в рамках такой структуры?
О практике реализации проектной структуры см. тут: Управление проектами или проектное управление
1 комментарий. Оставить новый
Занимался.
Преимущества:
1. Дифференцируется продуктовый портфель компании
2. Компания увеличивает мобильность в неопределенной рыночной среде
3. Снижаются несистематические риски
4. Финансовая и организационная структуры максимально прозрачны в контуре проектного офиса
5. Решение о выборе продукта более взвешенное