Жизнь дорожает, деньги дешевеют, поэтому при расчете эффективности проектов используют так называемый коэффициент дисконтирования (ставка дисконтирования). Опыт общения со слушателями показывает, что далеко не все понимают и могут посчитать этот показатель. Мне приходится заниматься не своим делом и каждому разъяснять метод её (ставки) расчета. Поэтому я решил объяснить сразу для всех. Во первых, это не дисконтная карта, и не скидка к цене. Ставка дисконтирования — это процентная ставка, которая показывает какой коэффициент следует использовать для того, что бы понять сколько завтра (ну не завтра, а через месяцы или годы) будут стоить деньги, вкладываемые в проект. Я надеюсь, Вы понимаете, что покупательная способность Ваших пяти копеек сегодня, через год упадет.
Жизнь дорожает, обесценивание денег и учитывает коэффициент дисконтирования
Все достаточно просто, ставка определяется тремя факторами: безрисковой нормой доходности, ожидаемым темпом инфляции и премией за специфический риск отрасли (проекта).
Ставка безрисковой доходности в рублях. Вы положили, например, деньги на депозит и ничем не рискуя, через год получили их с процентом. Например, 8 %. Следовательно, если Вы вложили эти деньги в проект, то эту гарантированную доходность Вы уже не получили. Ваши деньги на эти проценты стали дешевле. В качестве очищенной от инфляции безрисковой доходности принимают эффективную годовую доходность по депозитным операциям Центрального банка РФ. Можно взять ставку рефинансирования ЦБ, они, как правило, очень близки.
Темп инфляции. С инфляцией Вы знакомы. Все подорожало в 2010 году примерно на 8 процентов в год. Правительство считает, что снижение инфляции не за горами, но пока Кудрин планирует на 2011 год – 7, 5 %. Именно на этот процент Ваши деньги еще подешевеют.
Поправка на специфический риск проекта. Закапывая свои денежки на «Поле Чудес» в «Стране дураков» Вы можете надеяться на обильный урожай, но есть риск ненадежности участников проекта (кот Базилио и лиса Алиса) и риск неполучения предусмотренных проектом доходов (не в том месте закопали) существует.
Риск ненадежности участников проекта обычно проявляется в возможности непредвиденного прекращения реализации проекта, обусловленного нецелевым использованием средств, финансовой неустойчивостью фирмы или недобросовестностью, неплатежеспособностью других участников проекта. Обычно базовый размер поправки устанавливается в размере 5%.
На стадии эксплуатации уровень риска неполучения предусмотренных проектом доходов колеблется в очень широких пределах. Риск большей части проектов оценивается как средний. Надбавка за этот вид риска устанавливается на нижнем уровне диапазона для среднего уровня риска, т. е. 8%. Понятно, что чем более неопределенная ситуация на рынке, тем больше риск. Тем больше потребуется установить премию за риск.
Итоговая величина ставки дисконтирования в российских рублях, рассчитанная простым суммированием составляет (8+7,5+5+8) – 28,5%. Это означает, что для сохранения своих средств Вы на свои 5 копеек после завершения проекта должны получить на 28,5% больше. Если проект этого не показывает, то найдите другой проект или положите деньги на депозит.
Заключительное замечание. Подобный расчет пригоден только для относительно простых проектов. Проекты большие и более сложные, а так же венчурные проекты потребуют более точного учета и расчета ставки.
10 комментариев. Оставить новый
И в завершении мысли… как я понял, задачей автора было просто показать, какие факторы нужно учесть при расчете так называемого коэффициента дисконтирования, а не порядок его расчета! Хотя, и эти факторы можно обсуждать!
Я указал, что пример не корректен. Для того, чтобы получить реальную доходность в 8%, нужно откорректировать ставку доходности на коэффициент дисконтирования и ставку риска! В нашем примере (при дисконте 8%, рисках – 5%) для получения доходности в 8% ставка должна быть примерно 23,6%. Не применяйте простое сложение! 🙂
Т.е. не не сходится. Неверно написал, в посте этого и нет, а я просто пытался понять разницу требуемой доходности по проекту по сравнению с “простой” альтернативой (депозитом).
Да да, я несколько ошибся, когда писал свой комментарий. Но все равно у меня немного не сходится. Давайте по простому. Положив деньги на депозит под 8%/год в итоге деньги только не пореряют своей цены. Здесь речь идет об инфляции, которая заберет 8%. А для того, чтобы получить 8% прибыли нужно положить на депозит с доходностью, грубо, 16%.
Вхождение в проект с учетом риска для получения 8% дохода должно составлять инфляцию (7,5%) + кот Базилио (5%) + “средний” риск неполучения прибыли (8%) и + (желаемая доходность) 8%. Т.е. 16% против 28,5%. Т.е. все-таки разница в 12,5%.
Прошу прощения, возможны ошибки в вышенабранных текстах. Выхожу с iPad, а он периодически заменяет слова на слова во внутреннем словаре. Если что, готов прокомментировать свои высказывания! 🙂
А пример… На самом деле пример не очень удачный. Ставка дисконтирования, на мой взгляд, будет равна ставке омертвения капитала (а эта ставка в каждой сфере будет различной) и степени инфляционных ожиданий, что также будет разливаться в зависимости от направления.
Пример вариантов омертвения: где-нибудь в коммерческим строительстве он может быть отрицательным (плюс естественный износ объекта, минус положительные колебания Справедливой стоимости – вариант, который еще недавно наблюдали в секторе строительства), а в IT – резко положительным, т.к. Справедливая стоимость железа, срыта и патентов может резко и быстро упасть в цене.
Далее – об инфляционных ожиданиях. Они также не могут быть универсальными (и приравненными к инфляционной ставке), т.к. в каждой отрасли рост изъерзав индивидуален. Как пример, инфляционная ставка – индекс изменения цен на сырье + плюс индексы роста ФОТ + … все индексы корректируются на соответствующую долю в структуре затрат… И опять мы приходим к тому, что инфляционный коэффициент в том же строительстве будет отличен от инфляционного коэффициента на транспорте. Отличен просто в силу отраслевой структуры затрат!
Вот сумма этих двух значений и составит нужный коэффициент корреляции – значение, при увеличении на которое денежная масса сохранит свою стоимость…
Вот примерно так! 🙂
Не совсем так. Речь идет о реальной стоимости денег, причем за точку отсчета принимает стоимость денег на момент “входа в проект”.
Депозит дает прирост номинальной стоимости денег. Т.е., положив 100 ед. Под 8% через год получите 108 единиц в номинале. Откорректируйте эти 108 единиц на инфляцию (7,5%), и Вы получите в 99,9 единиц в стоимости денег на момент открытия вклада. Т.е., в депозите даже немного теряете в реальной стоимости денег.
Чтобы заработать эти 8% в той стоимости денег, что была на момент открытия вклада/момент входа в проект, Вам нужно заложить такую доходность, чтобы она покрыла инфляционные ожидания. А здесь рентабельность уже должна быть чуть менее 17%. Далее, Вы должны заложить риски, которые будут сопровождать сам проект (В виде возможных решений в условиях неопределенности, действий органов власти и т.д.). что также должно быть заложено в проект… И доходность в номинале уже прыгает за 20%…
К комментарию Олега, ЯНАО, поправьте меня, если я правильно понимаю, то речь идет о доходе 8%, но без экономической прибыли (т.к. 8% инфляция). Т.е. сохранения платежеспособности денег вложенных в проект на будущий год. Или другими словами положить деньги на депозит под 8%/год равноценно вложиться в проект с отдачей 28,5% через год. Весьма интересно, кстати говоря.
Т.е. ставка дисконтирования это не постоянный коэффициент, а величина изменяющаяся от проекта к проекту. Теперь все понятно. Спасибо.
Если можно, то чуточку прокомментирую пост. Ставка дисконтирования показывает просто степень омертвения капитала.
Поэтому величина в 28,5% показывает не величину дисконта, а необходимую расчетную величину доходности проекта, чтобы инвестор получил с учетом всех рисков гарантированный доход в размере 8% годовых (при исчислении в текущей стоимости)…