По материалам Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) опубликована большая статья «Новые веяния на рынке бизнес-образования»
. Содержание публикации можно охарактеризовать такими словами – понемногу обо всем. Читать и вчитываться сложно, особенно в жару. Поэтому ниже публикую некоторые тезисы, по направлениям, которые меня заинтересовали.
Публикация Российской ассоциации бизнес-образования об образовании
РАБО констатирует: Спрос на рынке бизнес образования в 2009 году упал на 40%. В кризис компании сократили бюджеты на обучение персонала. Краткосрочные программы по различным аспектам управления стали наиболее массовым продуктом и лидером продаж на рынке бизнес-образования.
Однако восстановление и рост спроса на программы MBA неизбежны. Для специалистов, которые хотят выйти на новый этап и уровень профессионального развития, фактически нет альтернатив. Пришло понимание, что знаний, полученных десять — двадцать лет назад в вузе или позднее на производстве, сегодня может уже не хватить, чтобы строить эффективный бизнес. Если раньше большая часть денег приходила в бизнес-образование из компаний, то сегодня пришло очень много платежеспособных физлиц. Это люди, которые пришли именно учиться, а не отмечаться, люди с высокой внутренней потребностью к обучению и высокой самомотивацией. Эксперты отмечают, что исторические минимумы, которых достигли в этом году наборы во многих бизнес-школах, создадут возможности для роста — число слушателей пускай и медленно, но поползет вверх. Аргументация —накопленный (отложенный) за последние два года спрос. В некоторых школах число обучаемых уже растет.
Один из основных факторов, определяющих интерес к программе, — ее цена. Потому задачей любой бизнес-школы является сохранение оптимального баланса цены и качества. Только такое сочетание сделает программу не только доступной, но и популярной среди широкой аудитории руководителей высшего и среднего звена. В среднем по рынку программа MBA обойдется в 400 тыс. рублей (! Восклицательный знак мой).
Специализированные программы растут как грибы. Не всегда эта специализация обоснована.
Портрет покупателей (слушателей) меняется. Возрастная аудитория оседает в более дорогих и именитых заведениях. Мода на MBA в целом снижает возраст слушателей, делая аудиторию моложе. Одновременно происходит изменение в гендерном пространстве. Приходит конец доминированию мужчин в бизнес-школах.
В России получить степень MBA предлагают 150 школ. Однако, за исключением 12 аккредитованных или находящихся в процессе аккредитации британской Ассоциацией школ MBA (AMBA), ни у одной из них нет аккредитации ни от американской AACSB, ни от Европейского фонда развития менеджмента EQUIS.
В бизнес-школах те же проблемы, что и в сфере общего платного образования: когда слушатели готовы платить за бренд, содержание курсов в этом случае выполняет скорее маркетинговую функцию. Слушатели уверены, что «правильное» содержание программы МВА и качественные бизнес-контакты «брендовая» школа бизнеса им гарантирует.
РАБО отмечает: Практически во всех бизнес-школах присутствуют средние (слабые) преподаватели. Иногда их большинство. Классическая проблема поиска хороших преподавателей, заключается в том, что есть отличные специалисты, мало знающие практику, и есть отличные практики, мало разбирающиеся в преподавательском ремесле, и ситуация в настоящее время усугубляется. Потому, что нынешний успешный преподаватель не только должен быть симбиозом учителя и практика, он должен быть еще и тренером — для оттачивания бизнес-навыков слушателей. Быть единым в трех лицах достаточно непросто, это требует специального систематического повышения квалификации.
Практических и актуальных знаний дается мало, зато много дается устаревших знаний или наоборот, направленных в далекое будущее.
Слишком большая продолжительность многих программ при неадекватно низкой полезности информации. Практические знания часто путают с одноименной отраслью науки. Существенная часть информации, относящаяся к отрасли науки в ее классическом понимании, является избыточной для практической работы. Если менеджер захочет получить больше научных знаний — пойдет в аспирантуру.
Отсутствие системы и нелогичность отдельных предлагаемых курсов.
Продукты бизнес-образования в значительной степени заточены под крупные компании, материал подается исходя из специфики больших организационных структур.
Дополнительно РАБО акцентирует внимание на необходимость развития направления GR в рамках MBA-программ, технологии дистанционного обучения. Однако эта часть, с моей точки зрения, изложена в общем виде и носит рекламный оттенок.
О программе МВА есть еще тут: По следам рейтингов МВА, О полезности MBA