В прошлой публикации я рассматривал сценарное планирование, как метод стратегического планирования. Публикацию опрометчиво назвал «Как осуществлять сценарное планирование?». В частной переписке ко мне обратились несколько человек с этим же вопросом, поскольку публикация, с их точки зрения, на данный вопрос в полном объеме не отвечает. Как порядочный человек я теперь вынужден на этот вопрос ответить более подробно и доходчиво. Однако буду давать информацию дозировано.
Сценарное планирование подробности в вопросах и ответах
Вопрос: Когда следует применять сценарное планирование как инструмент стратегического планирования?
Ответ: Когда есть причина. А причина применять сценарии в процессе работы со стратегией возникает, как только в части принятия решения появляется значительная величина неопределенности. Если Вам все ясно, то это не Ваш случай.
Вопрос: Сценарии разрабатываются индивидуально или группой лиц? Собственными силами или силами привлеченных консультантов.
Ответ: Возможны разные варианты (см. табличку внизу). Гуру в этой области (М.Линдгрен и Х.Бандхольд, «Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией», И-во «Олимп-Бизнес», 2009.) считают, что в простейшем варианте сценарное планирование может выполняться одним человеком или небольшой группой сотрудников. В других случаях некий эксперт может выступать в качестве лидера проекта и работать вместе с группой сотрудников организации. В этом случае результат принадлежит группе. В качестве эксперта-разработчика может выступать сотрудник организации либо приглашенный со стороны специалист. Во многих случаях желательно на некоторых этапах процесса разработки сценариев приглашать внешних координаторов или даже членов рабочей группы, чтобы внести в этот процесс независимое мнение. Ну и наконец, возможен вариант, когда внешний эксперт обучает группу сотрудников компании, которые потом выполняют работу самостоятельно. В этом случае результат целиком принадлежит организации или той ее группе, которая осуществила проект.
Пока ответил не на все вопросы. Поэтому продолжение будет. Кроме того, полагаю, что многие из вопросов остались не высказанными. Просьба, пишите вопросы, но не мне на почтовый ящик, а тут, в комментариях. Не оставлю без внимания. Обещаю.
7 комментариев. Оставить новый
Кстати всецело согласен с Владиславом безотносительно темы, поднятой Олегом, тоже накипело.
Владислав, здравствуйте!
На самом деле Вы конечно правы, но мой вопрос Алексею Васильевичу связан как-раз с освоением мною базовых методов стратегического анализа применительно к практике моей работы. Согласен с Вами, что многие компании (на мой взгляд особенно в “фарме”, где я и работаю) излишне амбициозны (если не сказать неадекватны) в отношении планирования своей доли на рынке и на устоявшемся рынке с сильными игроками тоже! Поэтому и задал вопрос Алексею Васильевичу.
Спасибо Алексей Васильевич!
Интересно. Спасибо за практические советы, будем ждать продолжения. )
Олег,
Извините что “подслушал” ваш диалог с Алексеем Васильевичем, но его суть настроила на некоторое пафосный комментарий.
Почему руководству компаний хочется быстрых и дешевых рецептов, в управлении?
Откуда уверенность, что можно быстренько и без особых знаний быть лидером рынка или быстренько сварганить стратегию…
Умение делать детей – не делает людей компетентными воспитателями и педагогами, так и способность породить бизнес идею и создать фирму не делает ее проводника профессиональным управленцем и учиться этому нужно не меньше чем на врача или юриста – не всегда в вузе, но уж точно у хороших учителей…
сумбурно и в общем ничего нового, но накипело…
Олег, напишу. Ждите следующий пост. Однако хочу подчеркнуть, что подготовка все равно потребуется.
Уважаемый Алексей Васильевич, здравствуйте!
Если можно, напишите какие методы сценарного планирования (не требующие особой подготовки) подойдут для небольшой компании. Еще вопрос в отношении рынка фармацевтических препаратов (госзакупки), какие методы можно применить к этой отрасли?