Как ожидается, 2012 год будет богат на события. Среди них не малое место будет занимать 90 – летие Harvard Business Review (HBR). Это издание являлось и является неким индикатором новых идей в бизнесе. В порядке подготовки к празднованию на сайте HBR появилась публикация под громким названием: “Диаграммы, которые изменили мир”. Публикация коротенькая, но интересная, поэтому привожу перевод. Итак, какие пять диаграмм, по мнению Harvard Business Review, изменили стратегию бизнеса?
Пять диаграмм, которые по мнению Harvard Business Review изменили стратегию
Схема разработана в Boston Consulting Group, в 1966 году. Не смотря на свою простоту, эта схема говорит о том, что компании получают конкурентное преимущество просто за счет того, что они продолжают и продолжают работать. Со временем, производители учатся снижать затраты, повышать эффективность и улучшать продукты, за счет более совершенных конструкций и технологий.
В матрице, разработанной в Boston Consulting Group, в 1968 году, продемонстрирована связь между ростом рынка и доли на рынке. Матрица позволяет определить общие перспективы для различных бизнес-единиц. Предлагается «дойных коров» – доить, «собак» – снимать с производства , инвестировать в «звезды», и взвешивать риски и выгоды по поводу решений о «вопросительных знаках».
До Майкла Портера (1979 год) “конкуренцию” рассматривали исключительно как соперничество между компаниями. Мало кто задавался вопросом, почему некоторые отрасли промышленности были изначально более или менее выгодны, по сравнению с другими, и насколько сохранялась прибыльность с течением времени. Диаграмма Портера изменила всех, и студентов, и стратегов, и консультантов, и предпринимателей. В настоящее время стало нормой оценивать конкурентные позиции компаний в зависимости от пяти сил Портера.
График, предложенный Клейтон М. Кристенсен и Джозеф Л. Бауэр в 1995, иллюстрирует ключевое положение: Основные игроки могут оказаться под угрозой предложений более низкого качества. При этом старые продукты становятся неконкурентоспособными просто потому, что параметры, на основе которых раньше проходила конкуренция, становятся неважными. Покупатель этих технологий готовы мириться с недостатками нового товара, поскольку у данного товара есть новые, необходимые ему свойства товара.
Сегодня считается само собой разумеющимся, что самые большие возможности для роста лежат на развивающихся рынках. Однако в 1998 году, когда К. К. Прахалад и Кеннет Либерталь опубликовали свою «Пирамиду рынка», это не было так очевидно. Суть пирамиды в том, что жизнеспособные предприятия могут быть созданы для групп покупателей, которые располагаются у «основания пирамиды». Люди, живущие на доход от $ 5,000 до $ 10,000 в год, с первого взгляда не могут обеспечить прибыльность поставщикам. Однако в совокупности они обладают огромной покупательной способностью, в особенности для компаний, продающих продукты питания, жилье, или энергию.
От себя добавлю, что важность и значимость первых четырех моделей мне ясна и понятна. Однако о Пирамиде рынка слышу в первый раз. Возможно это связано с тем, что на глобальных рынках никогда не работал. Как Вы думаете справедлив ли выбор Harvard Business Review?
5 комментариев. Оставить новый
Спасибо Беляеву. Я думала над диаграммой “Подрывные инновации”. Что мне напоминает, а что не вспомню. Точно, “голубые океаны”.
Елена.
Мне кажется важнее, чем “Подрывные инновации”, они же видимо “Голубые океаны”, – новая матрица BCG.
С 5-й мартицей не знаком. Но на первый взгляд она второе (а скорее первый) кандидат на замещение.
Вершина пирамиды – аудитория премиум класса.
Чем ниже уровень, то хотя и ниже маржа, зато: выше оборот, ниже общие несистематические риски, меньше барьеров входа. Если посмотреть на открытую статистику продаж мерседес E-class и Тойоту Камри (одноклассники), то можно увидеть, что Камри продана за один и тот же период в разы больше. Даже, если у E-class торговая наценка 15%, у Камри 7%, все равно не спасает ситуацию Мерседес.
===
Майбах вообще прекратили выпускать.
Всем добрый день!
Можно согласиться. Жаль только, что диаграмма Исикавы сюда не вошла. Для них это слишком “мелко” и применимо только к деятельности пердприятия, а не к рынкам?
С уважением,
Галина
Добрый день!
Мне кажется да, справедлив.
Интересное обобщение.
С уважением, Ольга