Голубые океаны. Политическая борьба у нас, экономический кризис у них приводит к тому, что многие интересные и эффективные методы оценки конкуренции забываются. В частности это относится к технологии построения «Стратегической канвы» (см. Голубые океаны. 1.Введение; Голубые океаны. 2.Альтернативные отрасли). Шаблон построения канвы особенно интересен тем, что позволяет (визуально) сопоставить свое ценностное предложение с предложениями конкурентов.
Голубые океаны. Построение Стратегической канвы
В этой заметке, с помощью примера, попытаюсь описать технологию построения стратегической канвы и представляю шаблон для её построения. Пример любезно представлен Еленой Андреевой (Сеть Агентств Недвижимости «ЭКСПЕРТ»).
По оси ординат приведена оценка фактора для каждой компании. На оси абсцисс цифрами показаны факторы конкуренции. Расшифровка ниже:
- Цена услуги
- Технологичность и уровень сервиса
- Наличие развитых рекламно – информационных ресурсов
- Возможность быстрого поиска и выбора объектов (собственная база)
- Надежность результатов услуги и её юридических последствий
- Зависимость услуги от цены недвижимости и ожиданий
- Искусство продаж
- Простота оформления взаимоотношений, лояльность
В целом, это дает очень красивую картинку профиля предложения каждой компании и позволяет сопоставить их друг с другом. Мне представляется, что подготовить такую диаграмму не составляет никакого труда, Однако в англоязычном интернете я нашел шаблоны для построения стратегической канвы. Судя по отзывам, шаблоны пользуются успехом, поэтому я перевел один из них и предлагаю для скачивания (шаблон Стратегической канвы в MS Excel).
Общие рекомендации по подготовки «Стратегической канвы»:
- Соберите группу людей из разных подразделений компании (например, топ-менеджмент, маркетинг, производственники и т.д.);
- Пусть каждый индивидуально сформулирует (примерно) 10 ключевых факторов конкуренции применительно к товару (услуге), который предлагается компанией на рынке;
- Сведите все предложения в единый список и сделайте его доступным для всех. Например, выпишите на доске;
- Обсудите список с точки зрения ясности формулировок и исключения дублирования;
- Проранжируйте факторы по степени важности. Первые 7-10 факторов оставьте, остальные исключите из дальнейшего рассмотрения;
- Затем по каждому фактору оцените, насколько ценностное предложение компании соответствует ожиданию покупателей;
- Выделите основных конкурентов;
- Оцените предложения конкурентов по каждому из факторов;
- Подготовьте диаграмму с использованием шаблона;
Обсудите полученную «Стратегическую канву» и приступайте к разработке плана мероприятий по изменению ситуации или сохранению позиций. Но это уже «другая песня».
Практика показывает, что шаги 1-9 достаточно часто приходится повторять, при том не единожды. Это естественно, когда Вам все будет ясно и понятно, то визуализация Стратегической канвы теряет свою актуальность. Вопросы или комментарии есть? Тогда пишите.
5 комментариев. Оставить новый
Здравствуйте. Есть у вас статья об экспертных методах оценки?
Alex, есть. Но напишите на почту и уточните, что именно надо.
Спасибо за статью, но мне вот не понятен один лишь фактор – на основании чего выставляется оценка фактору? В моем случае это факторы, такие как: доставка, установка, обновления, консультации, количество товара … – программный продукт. Еще раз повторюсь, но не могу понять на основании чего выставить оценку данным факторам, получается, что интуитивно надо ставить, да и какую оценку можно выставить такому фактору, как доставка продукта или установка? Если не сложно, подскажите пожалуйста. Заранее спасибо.
На основании знания отрасли и ситуации в ней. Группа товарищей (эксперты) или Вы самостоятельно выбираете шкалу оценок (десятибальная, пятибальная и др.) и оцениваете фактор для Вашей компании в сравнении с конкурентами. Субъективность при этом не устраняется, но значительно уменьшается. Более подробней почитайте об экспертных методах оценки.
С уважением
АВМ
Мне высказали сомнение по данному поводу, формирование Стратегической канвы не простое дело. Требуется креатив и на собрании будет только гвалт и никакого результата.
Верно, такая вероятность существует. Причем она достаточно велика. Однако если ничего не делать, то точно результата не будет. Кроме того, все определяется культурой организации. Подобные формы работы не каждой компании по плечу.
АВМ