Десять лет тому назад Ректор Высшей школы бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова Олег Виханский дал интервью журналу Секрет фирмы. Спросите, зачем вспоминать давнюю историю? Почему давнюю? История имеет продолжение. Однако все по порядку. Интервью было озаглавлено именно так: Менеджмент мертв. Следующий — маркетинг. Статья всколыхнула общественность. В частности, появилось обсуждение «приговора» О.Виханского на сайте e-xecutive.ru. Среди многих мнений хочу выделить одно. Некто Максим Чернин высказался с моей точки зрения очень кратко и емко. Цитирую это мнение, потому, что полностью его разделяю:
«Менеджер (в классическом понимании этого слова), предпринимая стратегические действия, отыскивает решение подобных проблем в прошлом, перебирая некоторое число примеров из практики. При этом в инструментарии он использует упомянутые вами теоретические модели. … Сегодня менеджмент перестал быть рецептурной наукой – он дает нам лишь набор концептуальных средств, которые могут помочь, а могут и не помочь. Главное сегодня – это сам менеджер, как агент изменений, его предпочтения и стиль, его видение. Изучая, ощупывая все тонкости контекста, он создает свой “рецепт”, применимый, возможно, только в данной конкретной ситуации. Он – носитель знаний, навыков и интуиции. Что здесь важнее – сказать невозможно.
Если мы посмотрим на историю менеджмента, то увидим, что сначала главным, ключевым фактором успеха была интуиция, затем – знание и умение применять шаблоны, сегодня же приоритет снова отдается интуиции, сенситивности, однако, приправленной аналитикой и знанием тех же шаблонов».
Менеджмент мертв, маркетинг мертв, это преувеличенные слухи
От себя добавлю, Менеджмент мертв – это слухи, многократно преувеличенные. От того что менеджмент изменился, он не перестал быть менеджментом. Слухи о его кончине преждевременны. Впрочем, как и кончина программы МВА, которую уважаемый Виханский предрекал (см. тут: “Вопрос жизни и смерти!”).
История с интервью осталось бы историей, если бы вдруг, ни с того, ни с сего, ряд изданий не разразились вновь этим интервью (PrimMarketing.ru, MsuNews.Ru, moscowuniversityclub.ru). Кликните на наименования сайтов и Вы попадете на одну и ту же публикацию десятилетней давности. Не удивлюсь, что завтра число этих публикаций много кратно увеличится. Не могу понять, кому и зачем это понадобилось?
Версии есть?
12 комментариев. Оставить новый
Коуч… как то раз как раз на вебинаре 🙂 удалось познакомиться на небольшой практике. Можно попробовать конечно, боюсь только попасть в руки к посредственности. Окончательно убедиться и разачароваться. Но, честно говоря, все-равно больших надежд не испытываю. Тут я имею ввиду что-то ближе к словам консалтинг и консультант, и скорее всего не под силу одному человеку.
Ну вот да, без труда… а так жалко, что не выловишь рыбку 🙂
АВ, уговорили конечно…
Беляеву, Леонид, “ГДЕ МНЕ НАЙТИ ТАКОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ??? чтобы оно не было самообразованием??? потому что для самообразования у меня не хватает время и, возможно, самодисциплины!”
Вариант, найти персонального коуча. Но… Даже в этом случае “Без труда, не выловишь и рыбки из пруда”.
Самообразование не так уж и много времени требует. Возьмите за правило, 15 минут в день на чтение литературы. Например, зайдите тут же на блоге на страничку Библиотека, просмотрите аннотации, выберите одну, две статьи, которые Вам показались интересными. Проработайте их, запишите возникшие мысли в отдельный файл. Постепенно Вы увидите результат. Только 15 минут, но каждый день.
“Кстати вариант МБШ вебинаров, но уровень не совсем тот, если кому интересно, могу пояснить свою позицию (претензию) по этому вопросу”. Мне интересно, я их сам провожу. Изложите в отдельном письме. Я добавлю свое видение и выложим тут же в блоге. Полагаю, что мы сделаем полезное дело для слушателей и МБШ. Уговорил?
АВМ
Я тоже так считаю (ну по крайней мере считал раньше), что чем глубже поймешь, тем больших результатов достигнешь. Чтобы получить атомную энергию человеку потребовалось опуститься до атома. Чтобы создавать новые, эффективные лекарства и методы лечения человечество опустилось до ДНК и еще ниже. И т.д. Человек стоит на стыке объединения знаний разных наук – математики и физики и химии, психологии и социологии. Управление. Это тоже наука, междисциплинарная, возникшая на стыке дисциплин экономики, социологии, а если покапаться глубже, насколько помню, только “организационное развитие” в управлении находится на стыке около 20 наук и научных направлений. А жизнь практика, Вы же практик, одна. Один человек, а не наука, много не может успеть. Именно поэтому образование, развитие науки, это задача государства, и даже мира. Некоторые крупные, международные компании конечно идут по пути новаций, вкладывают свою экономику в т.ч. в развитие элементов науки. Но и их ресурсы ограничены.
Задача МВА дать менеджеру конкретный эффективный инструментарий, который менеджер сможет применить именно сейчас, именно в данной ситуации. И любая управленческая задача многовариантна, имеет множество решений. Какое лучше?Но современное знание, наивысшая компетенция менеджера отвечает на вопрос не как делать, а почему нужно сделать так именно в данном конкретном случае. Это знание должно включать в себя наилучшие практики. Именно поэтому МВА позиционирует себя как практическая дисциплина, в отличии от диплома “теоретического” менеджера. И чем больше таких практик МВА даст, тем ценнее ее образование. Мне так какжется, что на МВА старте это объяснили, а вот с практиками дело обстоит хуже, к большому моему настоящему сожалению. Именно поэтому я так ратую за данную статью АВ. Именно это и есть современный дух, наилучшие практики. Теория – хорошо, нужно, но, к сожалению, уже старо. Динамика слишком высока. Именно поэтому сейчас речь идет о непрерывном образовании. Что, отчасти, АВ пытается сделать на своем сайте, обсуждения и инете, в которых участвую и обмениваются своим опытом менеджера. А классика образования безнадежно отстает. МВА тоже отстает, но более гибко и динамично, по крайней мере должно быть.
и большой вопрос, может кто знает?
ГДЕ МНЕ НАЙТИ ТАКОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ??? чтобы оно не было самообразованием??? потому что для самообразования у меня не хватает время и, возможно, самодисциплины! Ходить на кучу семинаров. Или идти работать в консалтинг, чтобы быть к этому ближе? Но хочется не консультировать, а делать т.н. “осуществимое Дело”. Дайте м не его (непрерывное образование), я буду за него ПЛАТИТЬ!!! Кстати вариант МБШ вебинаров, но уровень не совсем тот, если кому интересно, могу пояснить свою позицию (претензию) по этому вопросу.
Русские медлено запрягают, да быстро едут )
Тема, которая поднята, очень интересна.
Чем дальше и глубже идет процесс обучения программы «Стратегический и общий менеджмент», тем больше приходится задумываться над проблемой актуальности и полезности получаемых знаний.
И проблема, как мне кажется, не в отдельно взятой специализации, будь то менеджмент или маркетинг. Для меня основной вопрос состоит в том, что знания, которые мы сейчас приобретаем, построены на теоретическом обобщении и практическом опыте, базирующихся на капиталистическом способе производства и рыночных отношениях. Что касается социалистического способа производства и плановой экономики, то в основном считается, что распад социалистической системы в 90-х годах прошлого века явился демонстрацией их несостоятельности. Поэтому как-то в курсах МБА «забывают» про данный опыт, как до этого в СССР «хоронили» другие способы производства и знания. Но то, что мы видим сейчас в странах Европы и в США, наводит на мысль о том, что свободные рыночные отношения могут привести весь мир к пропасти, так как ценность для них представляют только деньги или их эквиваленты.
Таким образом, мы изучаем материал, который говорит о путях развития и инструментах, которые уже не оправдывают себя на практике. Так надо ли их изучать?
Думаю, что надо. Это своеобразная история развития того же менеджмента или маркетинга. Изучаем же мы основы Евклидовой геометрии, хотя реальный физический мир не живет по ее законам в глобальном масштабе. Понять сложность и многогранность какого-то процесса, системы, произвольного объекта можно только через последовательное усвоение более простых моделей и закономерностей, их взаимосвязей и взаимозависимости.
С этой точки зрения, как я думаю, знание исторических основ теории и практики управления (менеджмент) является своеобразной системой базовых знаний, а каждый руководитель имеет возможность построить свой механизм управления, приложив к знаниям творческий потенциал и интуицию.
Ба! Какая неожиданность!
А я читаю получается совсем другие статьи.
http://www.dis.ru/news/4487.html
“Нами управление рассматривается исключительно как специфический род творчества (см. предыдущие статьи [1, 2, 3]). Вводя управление как род творчества, мы этим дополняем два других (давно отрефлексированных) рода творчества: · обретение знания – сфера науки, в её методологическом основании – эпистемология; · обретение эстетических переживаний – сфера искусства, в методологическом основании – эстетика. И теперь возникает третий род творчества:· достижение осуществимости Дела – сфера управления, в методологическом основании которого лежит праксиология. Соответственно, понятия «управление», «праксиология» и «осуществимость» расширяют традиционные противопоставления (бинарные оппозиции) сфер науки и искусства до включения третьего компонента (появляются триады): «наука – искусство – управление», «истина – красота – осуществимость», «эпистемология – эстетика – праксиология», что влечёт ряд полезных для нас аналогий сферы управления со сферами науки и искусства.”
АВ, спасибо, отличная статья! Прямо хочется написать – ВАУ! Автора можно критиковать, вероятно долго, за пренебрежительное отношение к классике менеджмента и маркетинга. Но я думаю, что за названием статьи и стилем ее написания для повышения ее обсуждаемости стоит большее – смена парадигмы, динамика, драйв, новое отношение, не только вынужденная необходимость быть на пике современных менеджерских и маркетиновых решений, которые быстро устаревают, но о создании прецедентов. Создание прецедентов – краткий миг успешности бизнеса, известности, и есть новыя парадигма. И постоянный драйв. Иначе ты устарел. Такова новая реальность.
Но никто не говорит, что торговать фурнитурой на рынке или едой в палатке это не бизнес. Конечно бизнес. Нужный. Который приносит доход. Речь о том, что многие на этом останавливаются. Да и, собственно, за столько короткую жизнь, больше и не успеешь. Пшут, нашей компании 185 лет! Мы поставляли, поставляем и будем поставлять индийский чай к Вашему столу. Посмотрите, например, http://www.enter.ru в разделе где-то о компании и как это было, недавно наткнулся. Еще нет и года, и, вероятно, скоро будут первыми. Да, создана не с нуля. Но о нуле речи не идет. И вроде все тоже, что есть на рынке уже сейчас. Но все-таки другое…
Версия №2 )
11.01.2012 надо было что-то срочно пустить в номер… праздники, журналисты отдыхали, вот и решили “схалтурить”…
Внимание читателей обеспечено )
Добрый день!
Моя версия, что статью просто еще несколько раз перепродали, а покупатели были даже не в курсе, что покупают прошлогодний снег…
Такое радикальное мнение призвано привлечь внимание читателей.
С уважением, Ольга
Версия есть. Как минимум вопрос того _кто_ применяет навыки менеджмента. Среднее звено – пусть лучше использует шаблоны и наработанные решения, а не интуицию. Для топ-звена необходима больше интуиция, чем шаблоны.
Менеджмент, как необходимость управлять, не может исчезнуть, пока не исчезнут ситуации в которых нужно управление.
Остальное сказано выше – существующие рецепты не годятся, поскольку среда бизнеса стала открытой и неравновесной, в ней действую уже не силы, а волны, эффекты самовозбуждающие… традиционная высшая школа, как и предрекал Друкер, не способна предлагать ответ, значат появятся новые школы
Так может быть он в вступает в предвыборную компанию какую то? Надо показать свою особенность.
А по существу вопроса, менеджмент – это управление людьми в организации, направленное на достижение целей. Цели остались, люди остались, необходимость управлять (координировать их деятельность) осталась. В 21-ом веке управление не то, что в 20-ом и тем более 19-ом. Но он, менеджмент, есть.
Спасибо, Андрей.