Субъект обучения. Принято считать, что новогодние каникулы не время для серьезных разговоров. А когда время? Мне представляется, что для взрослого учащегося человека (Субъекта обучения / учебной деятельности), связанного семейными узами, связанного трудовым договором и при всём этом стремящегося повысить свою квалификацию, новогодние каникулы чуть ли не единственное время для серьезных мыслей. Поэтому предлагаю подумать над ролью и местом в системе обучения слушателя система обучения.
Теория
Начнем с теории. Маркетинг традиционно опирается на 4″Р”, для образовательных услуг границы комплекса маркетинга шире. Например, г-н Шевченко Д.А. предлагает использовать 7″Р” (см. рисунок). Красиво? Красиво! Не буду разбирать указанные элементы, это можно сделать самостоятельно. Отмечу только то, что все это можно уложить и в 4P. Персонал, Процесс, Образовательная среда, с моей точки зрения можно рассматривать составными элементами главного «Р» – предлагаемой услуги. (Мою точку зрения на количество «Р» см. тут: «Комплекс маркетинга. 4Р или больше?», и тут:«4Р и пятый элемент»). Извините, отвлекся. Количество «Р» в моем рассуждении не главное, главное в том, что изменяя элементы комплекса маркетинга, образовательное учреждение воздействует на спрос. Следовательно, все элементы комплекса «заточены» на покупателя, но покупатель находится вне этих элементов. Он потребитель услуги. Так гласит теория.
Субъект процесса обучения. Практика
Практика. Продуктом образовательного учреждения (далее по тексту «ОУ») является образовательная программа (далее по тексту «ОП»). Именно с этим продуктом выходит на рынок любое ОУ (вуз, школа бизнеса, курсы и т.д.). Есть еще субъект учебной деятельности (далее «слушатель»), который платит деньги и обучается по предлагаемой ОП. В этом треугольнике следует разобраться.
ОУ предлагает на рынке определенную ОП, например программу МВА для конкретики. Некое физическое лицо платит деньги и становится слушателем программы. В процессе обучения слушатель осваивает элементы ОП и, в конечном итоге получает квалификационную степень МВА. Кто есть кто в этом процессе? Сам собой напрашивается ответ, ОУ – продавец, ОП – продукт, слушатель – покупатель этого продукта.
Однако этот ответ не верен. Такие отношения возможны при продаже книги, например. В нашем случае, человек, получающий знания в любой образовательной системе, является не просто слушателем, а обучающимся. В этом понятии подчеркивается то, что он обучается САМ при помощи других (преподавателей, соучеников), являясь активным субъектом образовательного процесса. ОУ предоставляет возможность обучаться, а субъект учебной деятельности эту возможность использует или не использует.
Следствием является то, что далеко не все доходят до финального этапа, а те, кто доходят, показывают различные результаты. Более того, возникают трения подобные обычным разногласиям между продавцом и покупателем. Например, «ты меня плохо учил», «я заплатил, а ты не выдаешь мне диплом» и т.д.
Субъект обучения Идеал
Идеал. Общепринятые рыночные отношения между ОУ и обучающимся, построенные на основе принципа «купи – продай», устарели. Коренным образом можно изменить ситуацию только изменив отношения между ОУ и обучающимся. Например так, как показано на рисунке.
Эти отношения должны строиться на основе партнерства. Представим себе инвестиционный проект, реализуемый партнерами. Партнерами являются: С одной стороны ОУ, которое представляет свои ресурсы для реализации целей обучающегося. С другой стороны обучающийся (субъект учебной деятельности), который финансирует проект и прикладывает собственный труд по освоению программы. Для реализации данной модели требуется немного – понимания слушателем того, что он активный субъект образовательного процесса, что он партнер со своими обязательствами, что прежде всего от его усилий зависит конечный результат.
Получилось немного сумбурно, но надеюсь, что мысль понятна. Если что не так, поправляйте.
5 комментариев. Оставить новый
Алексей Васильевич, после прочтения остался под впечатлением! Это меморандум, если не больше. Если я правильно понимаю, то процесс обучения фактически так и построен. Но присутствует “недопонимание” как со стороны обучающегося, так и со стороны обучающих. С одной стороны деньги за программу (результат, диплом), обязывающие школу “научить”. С другой – каждому за знания и по способностям. Договор обучающегося со школой, как говорится договор договором, а диплом вынь да положи, или я всем расскажу, что ты меня плохо учил. Конфликт. Возникает вопрос – плохо учился или плохо учил? А хуже, если диплом есть, а знания не дают обещанного! результата. Партнерство обучающегося со школой это взгляд на права и обязанности, а может быть даже возможности. В т.ч. более ответственность. Ну и как всегда это вопрос раздления с обоих сторон баррикад. Как результат доверие, в т.ч. при негативном исходе как обучения так за плохую программу обучения.
Алексей Васильевич! Как всегда все очень интересно и своевременно! И главное схемы как верно отражают, на мой взгляд, данную позицию. А если взглянуть шире, то и в других сферах наблюдается тенденция к сотрудничеству между производителем и потребителем, продавцом и клиентом. Уверена, что читатели приведут массу примеров этому. Думаю, что все в процессе. И будет иметь приоритет тот, кто это примет и будет вовлечен в процесс.
Андрей, согласен по поводу бизнес модели. Однако это дело не простое и причина не единственная. Вопрос о мотивации слушателя не менее важный.
АВМ
На основе собственного опыта обучения могу отметить, что до партнерства на программах МВА еще далеко. Значительная часть слушателей не проявляет “энтуазизма” в процессе обучения и выпрашивает оценки. Да и Школа ставит эти оценки без оглядки на реальные знания слушателя. Слушатель считает, что он заплатил, зачесть курс ему обязаны. А Школа против такой постановки вопроса не возражает. Партнерство может быть только при тщательном отборе кандидатов и строгом контроле. В условиях коммерческого предприятия это НЕ ВОЗМОЖНО. Надо пересматривать бизнес модель ОУ.
С Новым 2012 годом!
Андрей
Алексей Васильевич, полностью с Вами согласна!…”обучающийся, который финансирует проект и прикладывает собственный труд по освоению программы.” – тем самым инвестирует в СЕБЯ.