Кто знает «колесо возможностей»? Не знакомы? Тогда знакомлю. «Колесо возможностей /таблица соответствия» (Wheel of Opportunity/Fit Chart или сокращенно WOFC) — метод поэтапного создания стратегического плана. Метод предложен Стенли Фостером Ридом (1997г.), который является видным специалистом по слияниям и поглощениям (M&A). Собственно говоря, для планирования и реализации сделок M&A метод и предназначался. О сделках M&A представители малого и среднего бизнеса знают мало. Считается, что это удел крупного бизнеса. Однако времена меняются, объем сделок M&A растет и в этот процесс втягиваются и малые предприятия. Если не со стороны покупателя, так со стороны продавца. Поэтому инструменты, используемые на этом рынке знать надо.
В соответствии с методом WOFC план формируется в процессе поиска ответов на следующие фундаментальные вопросы:
- В чем заключаются наши сильные и слабые стороны?
- Какие альтернативные возможности для приобретения мы имеем?
- Каковы наши приоритеты в плане укрепления сильных сторон и устранения слабых?
- Насколько наши возможности соответствуют приоритетам
Для начала посмотрите на рисунок. Не пугайтесь простоты. Рисунок – результат обобщения опыта нескольких сотен случаев применения метода на практике.
Как работает колесо возможностей
Как работает «Колесо»? Во-первых, оно наглядно представляет в виде модели всю совокупность возможностей поглощения. Колесо возможностей имеет шесть секторов, которые представляют три стратегии. Каждый сектор соответствует определенному типу поглощения.
Рассматриваются три базовые стратегии: вертикальная интеграция, диверсификация и горизонтальная интеграция. Напомню, что вертикальная интеграция это стратегия, нацеленная на снижение себестоимости процессов покупки, продажи и дистрибуции. Существуют: обратная вертикальная интеграция (приобретение поставщика) и прямая вертикальная интеграция (покупка потребителя). В свою очередь диверсификация, это добавление продукта или услуги, которую можно продать в том регионе, где вы уже присутствуете, как правило, существующим клиентам.
Различают две разновидности диверсификации: расширение номенклатуры продукции (или услуг) и произвольную диверсификацию. Если расширение номенклатуры понятно, то термин произвольная диверсификация требует пояснения. Под этим термином понимается освоение нового вида деятельности или региона, в котором приобретатель прежде не вел операций. Это наиболее рискованная категория слияний и поглощений.
На рисунке фигурирует еще термин «интенсификация рынка». Авторы назвали так, но по своей сути это горизонтальная интеграция, интеграция, связанная с приобретением ближайшего конкурента и объединения его операций с вашими. Кроме того, это и расширением рынка на новые территории, путем поглощения компаний вашего профиля в регионах.
Что делать с этим «колесом»? Надо его заполнить. На каждом секторе напишите все возможности, которые вы можете выявить, основываясь на принципе – чем полнее, тем лучше. Причем рассмотрите все 6 вариантов по каждой из трех стратегий.
Если кратко, то это все о «колесе возможностей», но не о «таблице соответствия». Главное, что позволяет сделать WOFC, — это определить на основе таблицы соответствия не только самый перспективный из шести секторов, но и стратегию, обладающую наибольшим потенциалом. Формат не позволяет включить все в одну статью, поэтому продолжение следует.
А сейчас вопрос для любителей подумать. Есть ли противоречия между базовыми (эталонными) стратегиями, изучаемыми Вами в рамках Стратегического менеджмента (см. Базовые (эталонные) стратегии ), матрицей Ансоффа (см. Матрица Анзоффа (Ансоффа)) и стратегиями, перечисленными тут?
3 комментария. Оставить новый
Что-то за исключением названий, что интенсификацией названа стратегия расширения рынка и горизонтальная интеграция, и отсутствия некоторых стратегий, в т.ч. проникновения на рынок (которая наверно для M&A не так актуальна), именно противоречий придумать не удается 🙁 🙂
Елена,
В качестве примера. Заполняем «колесо» в сегменте Горизонтальная интеграция (Покупка конкурента) следующим образом: покупка конкурента АВС, ожидаемый прирост рынка 3,5 %.
В сегменте Расширение рынка (Новые территориальные рынки для существующих продуктов) – Казахстан (темп роста рынка 10%); Приморский край (темп роста 12%).
И так в каждом сегменте (их 6) записываем потенциальные возможности, вернее возможные действия. Непосредственно в колесе записи носят тезисный характер. Однако на отдельном листе целесообразно иметь подробное описание идеи и возможных следствий.
АВМ
Алексей Васильевич,
“Что делать с этим «колесом»? Надо его заполнить.”
Пожалуйста поясните на примере.
Елена.