Теперь Вашему вниманию предлагается Карта стратегических групп. Публикации о «колесе возможности» не получили должной оценки читателей. Вероятно, для аудитории блога это не своевременно, или написано не интересно. Поэтому сейчас сменим тему. Тем не менее, позже я продолжу описание технологии поэтапного создания стратегического плана (WOFC), есть люди, которым это необходимо.
В настоящее время слушатели моих семинаров по Стратегическому менеджменту пытаются строить карты стратегических групп. Далеко не все понимают пользу от этой работы. Слышны вопросы: А зачем строить?
Для демонстрации полезности этого инструмента, некоторое время тому назад, в публикации «Позиционирование в Стратегическом менеджменте» я приводил пример карты стратегических групп для банков, подготовленную KPMG. Эта карта стратегических групп показана слева от текста. Для открытия в большем масштабе кликните на картинку.
Обратите внимание на координаты (нишевой – универсальный; традиционный – инновационный). Это позволяет не только позиционировать банк в настоящий момент, но и прогнозировать его стратегию на будущее.
Карта стратегических групп, зачем ее строить
Вспоминаю об этом затем, что бы подчеркнуть, что хорошо подготовленная карта позволяет прогнозировать общие тенденции и выбирать свое место на рынке. В качестве подтверждения привожу выдержки из свеженького интервью Германа Грефа, которое опубликовано в журнале Forbes. См. тут: «Банков точно не будет под тысячу»
Президент Сбербанка рассказал о будущем банковской сферы. Из всего интервью выделю два аспекта:
— Как будет выглядеть розничный банк в будущем?
— Очевидно, что банкинг будет двигаться в сторону удаленных каналов — то есть работы через интернет. В первую очередь это доступ к услугам через смартфоны, планшетники и другие мобильные устройства. Все массовые и стандартизированные банковские продукты будут мигрировать в мобильные телефоны пользователей. Это и платежи в точках продаж с помощью технологий NFC (Near Field Communication — технология обмена данными между устройствами на расстоянии около 10 см. — Forbes), это и доступ ко всем счетам и сервисам клиента через мобильные предложения, это и геолокация ближайших отделений и банкоматов с телефона и автоматизация регулярных платежей. Очевидно, что ядром банкинга станут высокие технологии.
— Кто будет двигателем прогресса в розничном банкинге: крупные государственные банки или небольшие банки-монолайнеры, вроде «Русского стандарта», ТКС-банка, банка «Связной»?
— Будет развиваться и та и другая модель. Узкая специализация приносит свои плоды с точки зрения скорости услуги и эффективности. Тем не менее, я не могу нарисовать монолайнерам радужного будущего. Рынком будут более востребованы универсальные услуги. Вам неинтересно иметь дело с компанией, которая предоставляет только одну услугу. Если вы пришли в Сбербанк, мы начинаем с вами долгосрочные отношения. Вы сможете получить полный набор всех услуг. А монолайнер… Это как кратковременные связи и женитьба. Разовые контакты возможны и всегда будут. Но в конечном итоге все женятся и выходят замуж.
Итак, по Грефу основные тенденции в банковской сфере инновации и универсальность. Что и демонстрирует приведенная карта, которая, кстати, составлена несколько лет тому назад.
Еще раз повторю, карта стратегических групп, как способ графического отображения конкуренции в отрасли, позволяет видеть, как меняется отрасль или какие тенденции могут на нее воздействовать. Другими словами, это карта «стратегического пространства».
Тем не менее, подобные доводы не всегда доходят. Вопрос: «А зачем?» продолжает звучать? Помогите разъяснить.
6 комментариев. Оставить новый
Юрий
“А куда отписать по поводу улучшения вашего вордпресса?” Пишите письмо автору (желтая картинка внизу, рядом со счетчиком).
“Например, картинка при клике должна увеличиваться, выезжая, а не открываться в новом окне.” Это я не умею, но было бы неплохо.
АВМ
Мне кажется, что данную матрицу следует рассматривать исключительно в комплекса с матрицей ЦА. И позиционировать ее именно для создание стратегических карт влияния. Нарпимер, мы тут… А самая интересная для нас ниша (по платежеспособности, например) – там. Но там, 8 конкурентов, а в нашей всего 3…
Быть может в таком ключе людям будет более интересно (более применимо к их деятельности).
А куда отписать по поводу улучшения вашего вордпресса? Например, картинка при клике должна увеличиваться, выехжая, а не открываться в новом окне.
Как и всякая карта – Карта СП (позволим себе такое сокращение), нужно для ориентации для местности, но вывод который можно сделать по карте может быть различным:
– если наша цель известна, как точка на карте – мы вырабатываем стратегию перехода к ней.
– если же цели пока нет – то карта может позволить подобрать приемлемую из возможных предлагаемых территорией
…правда карта эта как карта барханов – сегодня они стоят свиньей, а завтра перестроились в фалангу… поскольку участники рынка, активные земледельцы 🙂
думаю интерес могут представлять временные срезы карт – они могут дать понимание универсальных тенденций и особенностей соответствующего рынка
Меня основной вопрос не заинтересовал. Если народ относится к стратегическому менеджменту как к педикюру, то так ему и надо. Пусть живет, пока сможет.
Больше интересно другое. Г-на Грефа можно понимать так, что ожидается дальнейшее укрупнение банков. Поэтому стремление к универсальности и технологичности естественно. Ну а если Греф не прав? На западе существуют масса малых банков, которые живут себе и в ус не дуют. Каждый имеет свою нишу.
Андрей.
Алексей Васильевич,
а я жду продолжения “колеса”. Ловлю на слове, обещали.
Мне понравилось выражение, которое привел Владислав в комменте к предыдущему посту: “педикюр для собак”. Руководителю важен не иструмент, а результат его использования. Поэтому очень важно самому понимать, что это дает. А если руководительне понимает зачем ему понимание “стратегического пространства”, то надо менять руководителя. Т.е. идти туда, где понимают.
Елена
7+/-2 переменных, которые может человек одновременно учитывать при принятии решения. Плоскость сама по себе двумерная + количество фирм на карте, уже больше. Но важнее, что отнесение к позиции на карте само по себе многокритериально. Только поэтому сложно согласиться с ненадобностью карты стратегических групп. Видно, какие усилия нужно приложить фирме для перехода в другую группу. Ближайшие конкуренты. В динамике поможет увидеть тренд. Помогает и, как уже отмечено, увидеть пути стратегического развития, в той или иной степени предсказать сроки.