Закончился Великий пост, пора подумать и о «хлебе насущном». Мясо любите? Карта стратегических групп поможет. Совместно с Кошелевой Аллой Петровной, слушательницей МВА Professional Московской бизнес школы (MBS) мы подготовили Вам кейс о мясе.
Учебный Кейс. Мясо любите?
Алла Петровна построила карту стратегических групп в таком секторе экономики, как мясопереработка и/или с/х производство мяса. Это направление, в котором работает компания Аллы Петровны. Исходные данные кейса приведены в таблице.
Барьерами мобильности для анализа определены:
– доля мясопереработки в общем объеме производства анализируемых компаний;
– рыночная капитализация этих компаний;
Дополнительно учитывалась величина выручки за последний год, по которому доступны данные. Уменьшение доли мясопереработки определяется наличием в объеме производства собственного с/х производства, а увеличение – ориентацией на переработку покупного сырья С использованием этих данных построена следующая карта.
Надеюсь, что диаграмма понятна, но “на всякий пожарный” поясняю. Наибольшая капитализация у компании 3. Другими словами, это самая дорогостоящая компания. Наибольшая доля переработки мяса в структуре производства у компании 4. Это значит, что данная компания как производит (выращивает скот), так и его перерабатывает. Компании 2, 5, 7 только выращивают скот. Размер круга пропорционален объему производства, в данном случае – прибыли
Используя карту стратегических групп оцените возможные действия игроков
Задание: Оцените возможные действия каждого игрока. Укажите возможные направления стратегического движения для каждой группы или игрока. Для этого в комментариях можно писать номер игрока (или номера группы игроков) и направления их возможного движения. Например, 1, 6 ─ вверх. Можете придумать свою систему изложения решения. Мнение следует обосновать, укажите на чем оно основано. Кейс открытый, поэтому для подготовки решения можно пользоваться любыми дополнительными источниками информации. В частности прикладываю выдержку из книги М.Портера “Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов”. О мясе там нет ничего, но зато есть много о стратегических группах.
Кроме того, на эту тему можно посмотреть «Позиционирование в Стратегическом менеджменте», «Карта стратегических групп, зачем?» и «Конкурентный анализ отрасли и ключевые факторы успеха».
Кейс будет оценивать Алла Петровна и Ваш покорный слуга. Совместно мы придумаем, что подарить победителю.
16 комментариев. Оставить новый
а кто победитель олимпиады, кому достался обещанный приз /знак вопроса, дети комп доламывают/
да, по номеру 2 можно смотреть и чистый вверх и вверх и вправо
Алла, по №2. Все зависит от целей. Если собственники хотят получать прибыль здесь и сейчас, то они берут объемами и им не нужна капитализация. Если же они хотят жить долго или дорого продать бизнес, то надо прибыль реинвестировать в основные фонды и повышать капитализацию.
АВМ
А еще на месте номер 2 я бы задумалась – с такой огромной выручкой иметь относительно средюю капитализацию? Тем более есть успешный пример номера 3. Почему бы не развернуть мясопереработку? На мой взгляд, при таком решении у номера 2 есть все шансы двинуться вверх направо.
Ну да. Проглядел. Действительно 2 пойдет скоро вверх. Судя по выручке. Хотя конечно данных маловато.
Остальные все пойдут наверх. Кто раньше кто позже.
Но уж очень привлекательно выглядит правая часть. Сила бизнеса у них низка по сравнению с флагманами. Плюс конкуренция в центральной части растет. Я бы на их месте сфокусировал усилия. А куда уж они там пойдут на самом деле… направо или банкротиться – их воля
По поводу оценок Беляева:
5 и 7 — направо
1 и 6 — направо
остальные на месте
согласна в в части 5, 7 и 3.
Про 1,6 и 4 думаю, что они все-таки будут стремиться к наращиванию капитализации, т.е. двигаться вверх. Тем более готов к такому прыжку в левый верхний сектор номер 2.
чистое выращивание — т.е. по сути поставщики сырья.
Добрый день, коллеги!
Спасибо, что принимаете горячее участие в обсуждении.
По поводу 1 и 6 – это не “чистое выращивание” (т.е. по сути поставщики сырья). Они сами реализуют готовый продукт конечному потребителю – продукты заморозки.
2 ведет агрессивную кампанию при сравнении капитализации и выручки, теснит в т.ч. 3 и др. игроком на мировом с\х рынке, поэтому 5 и 7 пойдут направо, а 3 в т.ч. из-за низкой деловой активности останется на месте. 2 также останется на месте пожинать плоды
можно было бы предположить, что 1 и 6 пойдут наверх. однако из-за повысившейся конкуренции в центральном квадрате и причин связанных со 2 игроком вынуждены будут пойти направо. конечно первый игрок не равен час еще и перескочет границу капитализации в 1 млрд долл, но это несколько оттянется в связи с вынужденными инвестициями в основной и оборотный капитал на некоторое время отложит свое путешествие наверх
ну а 4-му наверх еще далеко, правее некуда, налево – заказано 2-м, поэтому останется на месте
таким образом коротко
5 и 7 – направо
1 и 6 – направо
остальные на месте
Алла, прошу прощения тогда может быть я не совсем понял расклад.
я полагал что “фермеры” – это те кто имеют свое исходное сырье + производства из него…. а выходить, что цифра от показывает долю производства в доходе ?
Тогда 45 – это 45 переработка, а 55 – собственно выращивание животных на убой ? А 0 это реально чистое выращивание – т.е. по сути поставщики сырья.
Естественно сценарий в этих условиях для 1 и 6 меняется иной чем превращение в фермеров, согласно своим отчетам он направлены на сохранение обоих СБЕ – производства и переработки , но тогда несомненно кто-то, если не все из группы “фермеров” – предпримут поход в их квадраты, в желании увеличить доход на новых для них рынках переработки.
Поскольку 1 и 6 на освоились в своих нишах, им будет легче противостоять приходу новых игроков – но однозначно нужно готовиться по всем фронтам, однозначно надо быть быть готовым к демпингу, но это не аспект анализа стратегических движений.
Еще хочется добавить, что в рамках своей карты я принимаю, что мясопереработкой можно считать любую обработку исходного сырья, кроме простого замораживания и упаковывания.
Сомневаюсь, что 1 и 6 пойдут налево, т.е. в сектор чистого с\х производства, т.к. вряд ли откажутся от уже имеющихся производственных мощностей и технологий для мясопереработки.
По поводу наличия данных, имеют ли переработчики свое с\х производство, отвечаю:
Уменьшение доли мясопереработки в общем объеме производства как раз и определяется наличием в объеме производства собственного с/х производства,а увеличение – ориентацией на переработку покупного сырья
Спасибо всем начавшим обсуждение предложенной мной карты.
Для понимания ситуации – на карте представлены крупнейшие мировые игроки на международном рынке.
Каждый из игроков представленных групп может развиваться в различных направлениях
5, 7, 6, 1, 2 вверх или вправо
3 вправо
4 вверх
вверх- означает увеличение капитализации
вправо означает увеличение объёмов производства
так же нет данных имеют ли переработчики своё с/х производство, если не имеют то могут так же расширяться за счёт открытия ферм
Более всех в развитии нуждаються компании под номером 2, 3 и 4, т.к. они своей масоой уже достигли больших высот и им просто необходимо перемещаться в следующие группы или начинать новое направление бизнеса
Судя по отчетам и 1 и 6 тоже пошли налево, значит там усилится конкуренция… как минимум
Можно вопрос на понимание ситуации – это мировой рынок ? Или это игроки на российском рынке ?
В первом приближении поведение представленных участников рынка в будущем я бы оценил следующими образом: “фермеры” (группа 2,5,7) с той или иной скоростью двинутся в левый верхний квадрат – возможно только отстающие попробуют переместиться в квадрат, в котором сейчас участник под номером 3.
Участник под номером 4 также, думаю, планирует двинуться просто вверх, но уже в правый верхний угол.
Самыми сложными для оценки являются решения для 6 и 1.
Не знаю рынка мяса, надо конечно почитать но мне кажется позиция посередине – пограничная и нужно быть либо с умными либо с красивыми.
т.е. мне кажется им придется определяться идти направо вверх или налево. судя по столпотворению слева – это путь более надежен – своя база, но и минусы – время и инвестиции.
Если оценить конкуренцию в сегменте по числу участников – конкуренция в зоне “Фермеров” выше чем для в сегменте “неФермеров”.
Поэтому движение к фермерам означает готовность к открытой конкуренции + наличие инвестиций. Переход в зону “неФермеров”, на этом фоне выглядит более пассивной – но может быть более приемлемой, тут надо больше знать про эти компании: про их амбиции, публичные высказывания и стратегиях, видимо придется посмотреть, и тогда точнее указать вектор их движения.