Матрица SPACE используется для определения наиболее выгодного стратегического положения как в целом для фирмы, так и отдельных областей ее деятельности. Аббревиатура переводится и расшифровывается следующим образом – матрица стратегического положения и оценки действий (SPAcE = Strategic Position and Action Evaluation). Оказывается, что данный инструмент мало известен российскому обществу. Поиск Яндекса указывает, что словосочетание Матрица SPACE пользователи ищут примерно в 20 раз реже, матрица SWOT. В целях популяризации рассказываю. Общий вид матрицы показан на рисунке ниже.
Методика построения матрицы предусматривает четыре координаты оценки (FS, CA, ES, IS). Где FS (financial strength) – определяет финансовое положение фирмы, CA (competitive advantage) – ее конкурентные преимущества, ES (environmental stability) – характеризует степень стабильности внешней среды, а IS (industry strength) – определяет привлекательность (силу) рассматриваемой отрасли. Координаты FS и CA оценивают внутреннюю стратегическую позицию (Internal Strategic Position), а координаты ES и IS оценивают внешнюю стратегическую ситуацию (External Strategic Position). Таким образом, матрица SPACE позволяет позиционировать компанию в четырех координатах. Примеры факторов, составляющие каждое из направлений оценки, приведены в таблице ниже.
Матрица SPACE, последовательность действий при построении
Шаг 1. Подберите совокупность факторов:
● описывающих финансовое положение фирмы (FS);
● определяющих конкурентные преимущества фирмы (CA);
● определяющих степень стабильности внешней среды (ES);
● определяющих привлекательность (силу) рассматриваемой отрасли (IS).
Перечень факторов должен наилучшим образом описывать внутреннюю стратегическую позицию и внешнюю стратегическую ситуацию. Далеко не во всех случаях перечень факторов, приведенный в таблице, будет отвечать этим требованиям. Возможно, понадобиться введение параметров не перечисленных в перечне или исключение приведенных. Подбор факторов осуществляется экспертным путем.
Шаг 2. Установите численное значение для каждого фактора группы факторов FS (финансовое положение фирмы) и IS (привлекательность отрасли) в диапазоне от +1(наихудшее значение) до +6 (наилучшее значение). Установите численное значение для каждого фактора группы факторов ES (степень стабильности внешней среды) и CA (конкурентные преимущества фирмы) в диапазоне от -1(наилучшее значение) до -6 (наихудшее значение).
Выбор численных значений факторов осуществляется экспертным путем.
Шаг 3. Вычислите среднее значение для каждой группы факторов (FS, CA, IS и ES), путем суммирования численных значений факторов каждой группы и деления полученной суммы на число факторов в группе. В результате мы получаем два положительных числа (для группы факторов FS и IS), и два отрицательных числа (для группы факторов CA, и ES).
Шаг 4. Нанесите полученные значения на соответствующие оси матрицы. Соединяя средние значения, отображенные на каждой оси, получаем четырехсторонний многоугольник, отображающий значение и знак (плюс-минус) конкретного показателя.
Шаг 5. Сложите два значения по оси Х (ось CA – IS) и нанесите полученную точку на эту ось. Сложите два значения по оси Y (ось FS – ES) и нанесите полученную точку на эту ось. Полученные значения представляют координаты новой точки на плоскости матрицы.
Шаг 6. Нарисуйте прямую линию, соединяющую начало координат с новой точкой на плоскости матрицы, полученную на предыдущей стадии. Полученная прямая линия представляет собой вектор направления стратегии, рекомендуемой для организации: агрессивные, консервативные, оборонительные или конкурентные стратегии.
Предлагаю к использованию. Источник: H. Rowe, R. Mason, and K. Dickel, Strategic Management and Business Policy: A Methodological Approach (Reading, Massachusetts: Addison‑Wesley Publishing Co. Inc., © 1982): 155.
Во избежание недоразумений предупреждаю, что матрица SPACE предназначена для анализа, а не для бездумного использования результатов анализа. Вопросы? Комментарии?
На данном сайте много различных матриц, однако хочу пригласить Вас к традиционной SWOT матрице. в которой использован принцип SPACE. См. тут: Новый «старый SWOT анализ».
7 комментариев. Оставить новый
Большое спасибо. Я попробую поискать эту книгу.
Скажите пожалуйста существует ли этого метода (SPACE) автор? Вот у SWOT к примеру автор Кеннет Эндрюс.
Просто появилась навящивая идея отыкать автора(-ов) много сайтов облазил а ничего по делу ненашел, только описание метода и всё…
Михаил, не обращал внимание на авторство. Я пользовался следующим источником: H. Rowe, R. Mason, and K. Dickel, Strategic Management and Business Policy: A Methodological Approach (Reading, Massachusetts: Addison Wesley Publishing Co. Inc., © 1982): 155. Но это было давно. Попытался найти у себя эту книгу, в инет. Пока ничего не получилось. Найду автора, отпишусь.
АВМ
Андрей, я сделаю. А самому слабо? Мы же рассматривали на лекциях и семинарах.
АВМ
Алексей Васильевич,
Примеры, примеры. Голая теория, она есть голая. А вот если её одеть.
Андрей.
Добрый день.
Да, довольно интересный подход. В моем случае нужно анализировать по каждому из бизнес-направлений отдельно.
А еще думаю, будет полезно провести такой анализ по основным конкурентам – симбиоз SPACE и карты стратегических групп.
Если в результате получится, что ваши конкуренты в зоне агрессивных стратегий, а ваша компания – в консервативной, то, видимо, в скором будущем придется испытывать еще большее давление или менять стратегию самим.
Где-то встречал, но мельком, а тут удалось рассмотреть внимательней.
Спасибо, очень интересно.