Допустим, что Вы работаете в компании, имеющей несколько видов бизнеса. Допустим, эта компания имеет корпоративную стратегию. Более того, компания пытается реализовать её и вкладывает значительные ресурсы в развитие своих бизнес-единиц. Но результаты разочаровывают. Задавались ли Вы вопросом – «Почему?»
Причины, по мнению McKinsey (Как вложить деньги в соответствии с вашей стратегией?) заключаются в том, что многие компании на удивление медленно перемещают капитал и другие дефицитные ресурсы между своими бизнес-единицами.
В качестве доказательств McKinsey приводит результаты своих длительных исследований. Исследовалась деятельность 1 616 компаний на протяжении 15 лет! Один из результатов, приведен на рисунке.
Из этого следует, что у компаний, которые регулярно осуществляют перераспределение ресурсов (степень перераспределения капитала – высокая) общий доход акционеров (total returns to shareholders -TRS) в год, на 30 процентов выше, чем для компаний с низкой степенью перераспределения капитала. Компании с высокой степенью перераспределения «перекидывали» по разным бизнес-единицам в среднем 56 процентов капитала в год за весь период исследования (15 лет).
Почему так много компаний, подрывают свои стратегические направления, выделяя недостаточный уровень ресурсов для «прорывных» бизнес-единиц из года в год? Как считают специалисты McKinsey, неспособность проводить более активное перераспределение ресурсов обусловлено психологией человека вообще (когнитивными предубеждениями) и корпоративной политикой.
На вопрос, «что делать?» напрашивается ответ – проявить политическую волю! Но у McKinsey другое решение.
Создать процедуру и систематически осуществлять Перераспределение ресурсов
Необходимо иметь цели развития корпоративного портфеля и механизмы для пересмотра и корректировки их с течением времени. Например, Google ежеквартально изучает состояние дел по всем основным проектам. Рассматривается фактическое исполнение планов, прогноз на ближайшие 90 дней, среднесрочные финансовые траектории и стратегическое позиционирование проекта. В результате компания добилась гибкого подхода к перераспределению ресурсов (Google экономический рост, структура капитала, и руководство).
Распределение ресурсов осуществляется по направлениям деятельности, находящихся на разных стадиях развития. Это может быть финансирование нового бизнеса и ликвидация старого или не профильного. В качестве примера, Google применил “правило 20%”, в соответствии с которым инженерам позволялось, по крайней мере, одну пятую рабочего времени тратить на личные проекты. Это позволило запустить такие продукты, как AdSense, Gmail и Google News. Правило 20% процентов привело одновременно к созданию многих периферийных проектов, которые в настоящее время ликвидированы, а ресурсы перераспределены (Google, чистка проектов).
Утверждение на корпоративном уровне простых правил принятия решений может помочь свести к минимуму политическую борьбу. Например, в Exxon Mobil установлен норматив ежегодной продажи активов от 3 до 5 процентов. Цель подобных правил – отодвинуть политику как можно дальше от процесса перераспределения ресурсов.
Другими словами советы McKinsey для преодоления инерции в многопрофильных компаниях заключаются в четком формулировании целей, правил и процессов. Это может потребовать пересмотра стратегического и финансового планирования группы компаний. Задача не тривиальная, однако, награда за приложенные усилия не заставит себя ждать.
Интересно, а что Вы думаете о рекомендациях McKinsey?
На близкую тему см. «Корпоративная стратегия».
4 комментария. Оставить новый
Иван, это означает следующее – компании, которые на регулярной основе пересматривают свои портфели, перераспределяют капитал внутри корпораций, т.е. между своими бизнесами, средний показатель перераспределения составил более 50%-ти в год за период исследований. Т.е. более половины всего капитала корпорации перераспределялась в течении года среди исследуемых компаний…
Поясните плз. Что это означает? “Компании с высокой степенью перераспределения «перекидывали» по разным бизнес-единицам в среднем 56 процентов капитала в год за весь период исследования (15 лет).”
Очень правильно, регулярно на плановой основе рассматривать положение дел и принимать решения по распределению ресурсов.
Строго говоря многие так делают нет в этом вопросе “америки”.
Но в нашей компании нет самого главного – критериев и процедуры. По разговорам с друзьями, не только у нас, но и у многих. Правильно МасКинси пишут, каждый раз начинаются политические игры.
Андрей
В своей жизни мне довелось участвовать в одном очень хорошем прокте под руководством консультантов McKinsey, скажу что они на самом деле так и думают и так рекомендуют. Проекты и мероприятия по проектам пересматривают с регулярность 90 дней глобально и регулярно по итогам каждого месяца. Выявляют недостатки и тут же принимают очень кардинальные решения. Но сразу скажу без проведения расчетов, не рекомендуют принимать решения по наитию и их менять… И я тоже согласен надо пересматривать деятельность, проекты регулярно и принимать корректирующие мероприятия и правильные решения…