Хорошо известно, что синергия (синергизм, синергетический эффект) — это эффект комбинированного воздействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их совместное влияние на результат значительно превышает эффект от простого суммирования изолированного влияния каждого. В стратегическом менеджменте под синергией понимают стратегическое преимущество, которое возникает при объединении усилий. Возможность проявления синергетического эффекта в большинстве случаев толкает на слияния и поглощения или, по крайней мере, должна толкать. В целом, синергетический эффект возникает за счет комбинирования взаимодополняющих ресурсов компаний: финансовых, материальных, информационных, человеческих. Об этом говорят в любом курсе Стратегического менеджмента. Но не в каждом курсе говорят, как целенаправленно искать и добиваться синергетического эффекта.
Синергетический эффект. Способ поиска
Хорошей основой для алгоритма такого поиска может служить Таблица соответствия, предложенная Стенли Фостером Ридом. При слиянии и поглощении синергия и, соответственно, стратегическое преимущество может возникать при компенсации отдельных недостатков поглощающей компании, за счет ресурсов поглощаемой. Это наиболее распространенный случай. Поглощается, как правило, то, чем мы не владеем в достаточной степени. Назовем эти факторы «компенсаторами». Однако, эффект может возникнуть и в том случае, когда поглощающая компания может дать нечто поглощаемой компании, что может её усилить на рынке. Так сказать, «вдохнуть жизнь» в мишень поглощения. Назовем эти факторы «усилителями».
Для выявления «компенсаторов» следует сформулировать свои слабые стороны, т.е. понять, что нам недостает для «полного счастья» и целенаправленно искать на рынке компанию, партнера, который лишен этого недостатка. Естественно, прежде надо понимать, что такое «полное счастье» для нашей компании. Другими словами надо сформулировать Видение, Цели и сформулировать, что нам не хватает для достижения этих Целей. На этой основе искать компанию или партнера, ресурсы которого могут компенсировать наши недостатки.
Если такой партнер намечен, то для выявления «усилителей» следует сформулировать свои сильные стороны, т.е. понять, чем мы сильны и чем мы можем усилить нашего партнера. Естественно, следует понимать слабые стороны партнера. Если партнерство состоится, то эти слабости партнера станут уже нашими слабостями.
Что дальше? Не следует бросаться в партнеры первому встречному. Начинать операцию по слиянию/поглощению (M&A) или созданию альянсов можно только после того, как Вы увидели эту синергию. Причем следует выбирать и сопоставлять варианты.
Кстати, совсем не обязательно заниматься покупкой компаний (M&A), можно (и нужно) посмотреть на возможность возникновения синергетического эффекта между предприятиями своего холдинга, в своей группе компаний. Интегральные свойства системы (например, стоимость холдинга) не обязательно являются простой суммой свойств составляющих ее элементов. При одном условии – синергия ищется и достигается.
Вы скажите, что все это малопонятно, а если понятно, то трудно реализуемо. Если это не понятно, то, следовательно, этот метод не для Вас. Искать синергию будете позже, когда все будет понятно. Если Вам представляется такой поиск трудно выполнимым, то это не означает, что им не следует пользоваться. Самый простой способ – ничего не делать и спокойненько ждать конца своего бизнеса.
Успехов в погоне за синергетическим эффектом и конкурентным преимуществом.