Стратегическое планирование в РФ и за рубежом занимает умы многих. PricewaterhouseCoopers (PwC) недавно опубликовал результаты опроса среди членов советов директоров российских компаний. Результаты в отдельных случаях сопоставлялись с данными аналогичного исследования, проведенного в США в 2011 году. Форма опроса анкетирования. Участники исследования в России представляли советы директоров компаний достаточно крупных компаний, с годовой выручкой от менее 500 млн. долл. США до свыше 10 млд. долл. США. Мне показались все результаты достаточно интересными. Продемонстрирую некоторые из них.
Стратегическое планирование в РФ и за рубежом на уровне совета директоров
Вопрос: Укажите, хотели бы вы, чтобы в следующем году совет директоров вашей компании уделял больше времени следующим вопросам:
Обращаю внимание, на первом месте Управление рисками и стратегическое планирование!!! Это говорят люди, обремененные ответственностью – члены советов директоров.
Вопрос: О каком временном горизонте чаще всего идет речь при обсуждении советом директоров стратегии компании?
В большинстве российских компаний (55%) временные горизонты при разработке стратегии ориентируется на период от 1 до 3 лет, в то время как 35% советов директоров используют горизонт планирования от 4 до 5 лет. Еще более интересен следующий вопрос.
Вопрос: Как часто совет директоров вашей компании обсуждает вопрос о том, сохраняет ли выбранная стратегия актуальность с течением времени?
Подавляющее большинство указали (81%), что советы директоров их компаний обсуждают актуальность принятой стратегии один раз в год, а часть (16%) – не реже одного раза в полгода. Это очень хорошо, но в США рассматривают актуальность чаще. Можно сопоставить эти с данными исследования McKinsey (см. тут: Корпоративная стратегия).
Кстати, полностью исследование можно прочитать и скачать тут: «В центре внимания». Помимо отмеченных там есть много и других аспектов деятельности Советов директоров.
Резюме, Стратегический менеджмент уже востребован, востребованность будет только возрастать. Нужны специалисты в этой области. Что надо делать? «Учиться, учиться и еще раз учиться».
5 комментариев. Оставить новый
Вот тут и главная проблема отношения к “стратегии по русски”, результаты стратегирования не основание для принятия решений, а лишь функция активного менеджера ответственного за стратегию, как за бумагу и бонус
У нас ситуация немного другая. Топ-менеджмент организует регулярно Стратегические сессии, работаем над внедрением ССП и KPI. Но мы то знаем, что ведутся переговоры о продажи. Подробности не известны, естественно. Предположительно часть бизнеса собственники готовятся продавать. Так что внимание к стратегии со стороны Топов к стратегии и её реализации еще не гарантирует, что бизнес будет будет развиваться так, как мы планируем.
Надо искать место.
С уважением
А может, все немного проще… Учитывая, что наше законодательство достаточно вольно трактует понятие “защиты собственности”, то и собственники придерживаются стратегии “максимум прибыли здесь и сейчас, и желательно, сразу в cash”… Поэтому у денежные вопросы имеют приоритет… 🙂
Можно ли сделать из полученных данных вывод – что если совет директоров не ставит стратегию на первый план, то готовит компанию к продаже ?
Владислав, не обязательно. Продажа активов, это то же стратегия. Вероятно это не дальновидность членов. Хотя, кто знает… Втихоря, без публичности собственники реализуют свою стратегию, направленную на продажу активов.
АВМ