Владимир Высоцкий в песне пророчествовал судьбу одному из своих персонажей: Капитан! Никогда ты не будешь майором! Предполагаю, что данный капитан действительно не стал майором, причина в самореализующемся пророчестве, или эффекте Розенталя, или эффекте Пигмалиона.
Самореализующееся пророчество
Некто Р. Розенталь, американский психолог выявил и описал психологический феномен, заключающийся в том, что личность ожидает реализацию пророчества, что предопределяет характер её действий и провоцирует самореализацию пророчества. Розенталь назвал данное явление «эффект Пигмалиона», проводя параллель с этим персонажем древнегреческой мифологии.
В качестве иллюстрации привожу слова из известной пьесы Бернарда Шоу “Пигмалион”. Элиза Дулиттл говорит: «Понимаете, кроме вещей, которым может научиться любой (манера одеваться, правильная речь и тому подобное), разница между леди и цветочницей — не в том, как они ведут себя, а в том, как с ними обращаются. Для профессора Хиггинса я всегда буду цветочницей, потому что он обращается со мной как с цветочницей, и всегда будет так обращаться; но я знаю, что с вами я могу быть леди, потому что вы обращаетесь и всегда будете обращаться со мной как с леди».
Подчеркиваю, важно не то, как ведут себя люди, а то, как с ними обращаются. Причем эффект проявляется в быту, на работе, в процессе обучения, короче везде. Если ребенка постоянно понукать тем, что он «недотепа», то он таким и будет. Если Ваш супруг, с Ваших слов, неудачник, то он таким и станет, в конце концов. На работе, некоторые руководители ведут себя с подчиненными так, что те работают хуже, чем могли бы, исходя из их способностей. Манера обращения руководителя с подчиненными неуловимым образом определяется тем, чего он ожидает от них.
Д.С. Ливингстон (John Sterling Livingstone), преподаватель Гарвардской школы бизнеса, документально подтвердил значительное влияние ожиданий руководителя на показатели работы у подчиненных. Материалы его работ можно посмотреть тут: «Эффект Пигмалиона» в сфере управления. Резюме статьи заключается в том, что разница между хорошим и плохим работником определяется не столько зарплатой, сколько отношением к нему. Любой руководитель может научиться обращаться со своими подчиненными так, чтобы сформировать и у себя, и у них взаимные ожидания прекрасных результатов работы. Самые успешные руководители именно так и поступают. Полагаю, что статья убедительна, рекомендую.
Меня в большей степени интересует проявление данного эффекта в преподавательской деятельности. Поэтому выделяю результаты Розенталя в данном направлении. В ряде научных экспериментов Роберт Розенталь продемонстрировал, что «ожидания преподавателя в отношении интеллектуальных возможностей ученика часто играют роль самореализующегося пророчества в образовании этого ученика».
Материалов о проявлении эффекта при обучении взрослых не так много. Но зато нашел статью «Эффект Пигмалиона или теория ожиданий в педагогике». Перескажу некоторые положения статьи.
Принцип работает следующим образом:
1. Учитель формирует ожидания
2. Опираясь на эти ожидания, учитель влияет на ребенка соответствующим образом
3. Поведение педагога говорит каждому ученику, что от него ожидают
4. Если это поведение довольно ярко выражено (пускай даже незаметно), оно, как правило, формирует поведение учащихся и их достижения
5. Со временем поведение ученика все более будет соответствовать тому, чего от него ожидают
Этапы 3-5 являются следствием этапов 1-2, поэтому рассмотрим только первые два.
Главное тут в том, что учитель формирует ожидания (собственные). В начале общения мы воспринимаем ученика не таким, каким он является, а таким, каким мы его представляем. И часто эти представления остаются навсегда, являясь ложными. Подобным образом, стоит заметить, и ученики формируют свои ожидания от учителей.
Педагог действует согласно ожиданиям. Различные ожидания обычно приводят к различным видам влияния. Выделяются их 4 вида.
КЛИМАТ: невербальное, социоэмоциональное влияние (улыбка, кивки, контакт глаз).
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ: похвала, критика, оценка.
ПЕРЕДАЧА: учитель учит, как правило, больше тех, от кого большего ожидает.
ПОЛУЧЕНИЕ: учитель предоставляет, как правило, больше возможностей проявить себя тем, от кого большего ожидает.
Таким образом, рецепт прост, ожидайте достижений от Ваших учеников, более того, дайте им понять, что они на это способны. Достижения придут, сработает эффект Пигмалиона.
А что по этому поводу скажут ученики (слушатели)?
10 комментариев. Оставить новый
Да, актуальный момент. Он есть и в книгах Дейла Карнеги. Может представлен быть как наделение положительным качествами, ролями, ожидание положительных ролей, лучшего в человеке. В книге “300 секретов поведения людей” называется как “закон вложенных ожиданий”. Можно разглядеть как положительное подкрепление. Похож и на эффект Плацебо, т.е. усиливает.
Но стоит учесть такое, как чувствительность человека, самооценка. В жизни бывает, что нужно вытеснить или не придать значение сказанному, быть уверенным в себе. При понижении чувствительности можно исключить негативное влияние. Причём чувствительность от рождения у каждого разная. Хорошо когда ребёнок вырастает и знает кто он есть уже независимо от мнения разных людей. Ещё чувствительность понижается при повышении агрессивности, что позволяет также снизить влияние этого эффекта.
Согласна с эффектом Пигмалиона в педагогике на 100% и в жизни тоже.
К сожалению легче ругать, чем хвалить. Считается, что похвалою можно избаловать.
И забывают воспитатели при этом, что им то тоже нравится когда их хвалят, а не ругают. Когда в тебя верят – крылья вырастают за спиною. Тогда ты и сам в себя начинаешь верить. И легко решаешь сложные жизненные задачи и учебные тоже.
Одной моей подруге – “круглой отличнице” в школе и активистке и комсомолке и так далее на выпускном – горе-наставница – завуч пророчествовала: “Отличник в школе – это ещё не отличник в жизни”. Чем преподаватель руководствовалась и какой смысл вкладывала в эти слова. Но так она и напророчила. Девушка с гигантским потенциалом “лбом пробивала” стены, достигла карьерных высот, но могла бы больше гораздо больше. В семейной жизни – от трагического до комического. И только на четвёртом десятке лет у Женщины после работы над собою и после работы с тренером личностного роста – как короста сошла. Она стала ценить себя и её личная жизнь стала налаживаться (хотя ещё далеко от хорошего состояния).
Таких наставников – учителей, которые компенсируют свои неудачи и промахи и отыгрываются на школьниках и воспитанниках – к детям допускать опасно для детей.
Согласна по всем пунктам! Эта удивительная статья была опубликована в одном из выпуском Harvard Business Review. Меня она так вдохновила, что в прошлом году я использовала ее, в том числе знаменитую фразу Элизы Дулиттл, в своей курсовой. Спасибо, Алексей Васильевич, что еще раз напомнили.
Эффект Пигмалиона наоборот
Если человек самостоятельно сформирует в себе ожидания в том, что он способен на многое, то он таким и будет. Главное, окружающие в это поверят.
Однажды я встретился с одним товарищем, который мне об этом сообщил в таких словах “Хочешь быть богатым, будь им!”. Другими словами не мелочись, веди себя так, как буд-то ты уже богат. Мы, “гнилая интеллигенция” сомневаемся, думаем как бы кого не обидеть, как бы не перейти этические нормы. Этот товарищ стал богатым. Мы поверили в то, что он богат и он стал таким. Конечно работал он как вол, но ставил задачи себе на уровне этого требования.
Получилось.
АВМ
Не люблю учителя в роли надзирателя. Но учитель может заинтересовать и дать толчок мыслям. В этом смысле эффект работает.
тут на сайте http://avmdekan.tmweb.ru/?p=4215 нашел, что по стилю обучения учащихся делят на Активисты, Мыслители, Теоретики, Прагматики. Каждый из этих видов реализует свой подход в обучении. Проверил себя и оказалось, что я в большей степени Прагматик. Мне нравится проекты, практические задачи и проблемы, групповая работа. У меня подход один и требования к учителю свои. У других видов что то свое. Но общее то, что учитель может заставить думать. Это здорово.
“Научить нельзя, можно только научиться”
Поэтому неважно, что и как преподается. Важно чтобы педагог как минимум ссылался на первоисточники. А как максимум, сам умел результативно применять на практике то, чему он “учит”, для того чтобы мочь не только на первоисточники ссылаться, но и толково отвечать на вопросы слушателей.
У меня это навеяло другие мысли. Преподаватель всегда выделяет одного, двух, трех (не более) учеников и работает с ними. Остальные предоставлены сами по себе. Мне всю жизнь не везло, единственный, кто обратил на меня внимание, это Алексей Васильевич. Я за это ему благодарна и постаралась оправдать ожидание. Во всяком случае защитилась на 5. На работе ценят, хотя я понимаю, что многое еще не знаю и, вероятно никогда не узнаю. Алексей Васильевич, возьмите меня учиться опять.
С уважением
Елена.
Петушка хвалит Кукуха, за то, что хвалит он Петушку!
Очень интересная тема. Обязательно почитаю, поищу ответы на свои вопросы.
Где та разумная грань ожидания? Иногда бывает, что учитель (начальник) оценив возможности ожидает многого, а ученик (подчиненный) не готов, не хочет двигаться в этом направлении. Нужно “сверять часы”: тонко направлять, аккуратно обсуждать плюсы-минусы, убеждать в необходимости, не уходить в негатив при неудачах, уметь меняться – ОГРОМНАЯ работа с двух сторон.
Наибольшего счастья мы желаем своим детям и к ним обращаем самые большие свои ожидания. Всегда ли нам удается двигаться в одном направлении и развиваться. Нет. Почему?
Алексей Васильевич, большой спасибо за этот материал!
С этим эффектом не был знаком, но он отлично объясняет множество примеров из моей тренерской практики, когда от кого что ожидаешь – то в итоге и получаешь. Надо будет поизучать поглубже; уверен что можно использовать весьма широко и в управленческом контексте, и в преподавании.
Но в ряде случаев бывает и обратный эффект – ожидаешь многого, получаешь мало. Например, все 4 вида влияния педагогом вполне проявляются, но вот от учащегося соответственной отдачи нет. Или “вклад” руководителя серьезный – а отдача от сотрудника “никакая”
Возможно ошибаюсь, но мне кажется что эффект Пигмалиона НЕ работает тогда, когда преподаватель формирует от учеников позитивные ожидания, а вот ученик от преподавателя – негативные (аналогично в случаем с подчиненным). И в данном случае плюс на минус дает в итоге ноль, или около того (чуть больше или чуть меньше нуля – в зависимости от того, чья энергетика сильнее).
Мой вывод: чтобы этот эффект Пигмалиона работал в полной мере, необходимы взаимные ожидания, направленные в одну сторону; в противном случае, будет как с той лошадью, которую привели на водопой, но пить она все равно не хочет. То есть, прежде чем ожидать многого – стоит корректно оценить кандидата, чтобы свои позитивные ожидания от него строить на реальных основаниях, а не просто на гуманистичесих представлениях о природе человека.
IMHO