Некрологи на тему преждевременной смерти Менеджмента, Маркетинга, а теперь еще и Стратегии, продолжают публиковаться. Руководитель рекламного агентства Saatchi & Saatchi Кевин Робертс прочел в центре дизайна Artplay лекцию «Креативное лидерство». Slon публикует основные тезисы этой лекции «Менеджмент умер. Маркетинг умер. Стратегия умерла». Тезисы краткие, но почитать стоит. У меня лично высказанные мысли не вызвали отторжения более того, показались очень даже рациональными, кроме заглавия и фразы «Рациональное мышление ведет к выводам. Креативное мышление ведет к действию. Забудьте обо всем, что вы знаете, избавьтесь от скепсиса и следуйте своим инстинктам». Это путь в никуда, анархизм какой-то. В погоне за креативностью подачи, товарищ высказал “креативную” мысль. Цель привлечь внимание. Все высказывания с пеной у рта о том, что Менеджмент умер (а с ними и Маркетинг и Стратегия и все остальное) ничто иное как погоня за популярностью. Не более того. Как Менеджмент, так и Маркетинг, а с ними и Стратегический менеджмент существенно изменились, но не “почили в бозе”.
У человека проявляется рациональное и иррациональное мышление. Так он устроен. Рациональное – базируется на логике. Иррациональное следует эмоциям, интуиции, а иногда и просто бессвязному мышлению, течению мыслей вне логики и цели (шизофрения называется).
Слухи типа Смерть менеджмента, Смерть маркетинга, Смерть стратегии – преждевременны
Проблема рационального подхода к стратегии и подхода, основанного на интуиции, креативности, родилась давно. Авторы интуитивного подхода утверждают, что особую ценность представляют неожиданность и полет фантазии, как следствие, стратегические решения должны основываться не на расчетах, а на суждениях. Так что лектор не оригинален. В действительности, практика показывает, что оба подхода могут и должны сосуществовать. Принятие стратегических решений всегда осуществляются в условиях “ограниченной рациональности”. Это означает, что при принятии стратегических решений может использоваться и используются интуиция, эмоции, креатив. Следует отдельно подчеркнуть, что интуиция и креативность не возникает на голом месте, а базируется на воображении и опыте.
Если говорить о стратегии, то М. Портер когда-то подчеркнул (не могу быстро найти оригинал, поэтому могу процитировать не точно) «Для стратегии не существует субститутов». Стратегия — это не какая-то «разовая» вещь, ее нельзя включать и выключать, словно кран, и при этом ожидать, что она будет все время оставаться эффективным. Стратегия требует и заслуживает долгосрочной вовлеченности и рационального подхода. При этом приветствуются неожиданные, креативные, нетрадиционные решения. Такой подход и пытался продемонстрировать автор лекции, а громкими некрологами обеспечил себе дополнительное цитирование.
К сожалению, сторонниками приема типа “Менеджмент умер”, сообщаю, этот прием уже потерял новизну и креативность. См. например тут:
Менеджмент умер. Следующий — маркетинг
Вопрос жизни и смерти!
Что такое Saatchi & Saatchi можно прочитать тут
13 комментариев. Оставить новый
Все умерли. Полный …нец!
Апокалипсис какой- то!
Естественно – нет! Все продолжается и будет продолжаться, возможно постепенно приобретая иные формы ,углы рассмотрения, срезы преломления и объемы.Мы часто рассматриваем то или иное явление( объект) в определенной нами плоскости и не задумываемся о том, что это явление – объемно и многогранно, и только время расставит приоритеты по своим местам. “Король умер, да здравствует король!” или “А, король- то голый!”
Лектор воспользовался достаточно простым провокационным способом и получил ожидаемый эффект (мы обратили на него внимание, он нам запомнился и мы еще долго будем обсуждать его высказывание).
Экономическая наука сравнительно молодая,дает сбои на современном этапе развития и не исключено, что все закончится печально для всего человечества (мировой экономический кризис), но пока “бьется сердце” – необходимо проводить “реанимационные мероприятия по возвращению больного к жизни “. В опытах с крысами в замкнутом пространстве ( в стеклянной банке) выживает та, которая до последнего вздоха борется, карабкается и в последствии выбирается на свободу.
По- поводу “добрых человеческих отношений”,трудно не согласиться с Алексеем Васильевичем – маркетинг и менеджмент к этому имеют крайне отдаленное отношение.
Изменилась жизнь, ее ритм и ценности. Изменились простые человеческие понятия “Что такое хорошо и, что такое плохо” (В.В.Маяковский), соответственно изменилось воспитание детей, дети выросли и мы получили то, что получили.
Да, у нас не было денег, импортных автомобилей и отечественные телевизоры были плохие. Но, у нас не было и металлических бронированных дверей с пятью замками, окна и двери были открыты, в гости ходили всем двором и праздники отмечали вместе, да и помогали друг другу чем могли. Было меньше зависти и злости в людях. Наверно, потому, что завидовать было нечему.
<<>>
…
Алексей Васильевич! У Вас есть возможность попросить создателей Вашего уникального блога, чтобы они сделали возможность выделять чужие цитаты в кавычки или просто используемые цитаты курсивом. Я думаю все участники вашего блога проголосвали бы за это, если надо,… то и рублем)))))
Потому что, что я свое сообщение редактировал в WORDe, все получалось красиво, а когда вставил сюда, в итоге, получился конфуз, потому что кавычки поернулись не в ту сторону, а предосмотра своего сообщения нет, подправить текст перед отправкой возможности не предусмотрено, как это было при электронном общении в МБШ.
Но если это технически сложно или невозможно, по тем или иным причинам, то тогда предлагаю снять этот вопрос с обсуждения)))
С уважением, Олег.
Буду изучать возможности.
АВМ
Алексей Васильевич, как у вас получается ставить такие красивые кавычки и выделять текст курсивом?
С уважением, Олег.
Олег, это предусмотрено программой, но только для администратора. Т.е. для меня. Как сделать эту функцию общедоступной – я не знаю.
АВМ
” Олег, с этим высказыванием:
Сегодня в мире на первом месте кризис человеческих отношений, то старое, доброе, вечное которое было в 60-70-80х годах, то тепло человеческих отношений сегодня умерло…
можно согласиться, можно и поспорить. Но ограничусь только тем, что меня это тоже удручает, хотя примеров добрых человеческих отношений все таки достаточно.
Но причем тут маркетинг, менеджмент и стратегический менеджмент? Да, они изменились, но не умерли. А если и говорить о смерти, то только словами: «Король умер, да здравствует король». Меняет всё, но не пропадает в вечность.
С уважением
АВМ”
Алексей Васильевич! Так ведь я же сказал, что ” если маркетинг, менеджмент и стратегии умерли, то останутся жить человеческие отношения… и отметил что это шутка… Хотя в каждой шутке есть доля правды!
Ведь в эпоху первобытных людей не было ни менеджмента, ни маркетинга ни стратегии, нашили мамонта убили-поели… вот и вся стратегия. Вождь сказал, завтра пойдем ” мочить в сортире” людей из племени “краснопузых”, за то что они рыбачили из нашей реки – вот вам и весь менеджмент.Ну а про первобытный маркетинг даже и сказать ничего не могу. Но ведь отношения то между людьми были.
Насчет того, что маркетинг, менеджмент и стратегия не могут умереть, как понятия современного общества, а лишь трансформируются как свод правил, тут я с вами полностью соглашусь, собственно, и не пытался утверждать обратного.
Еще Сет Годин в своем великолепном произведении “Фиолетовая корова” дал понять, что старые приемы маркетинга себя изжили и что сегодня побеждает тот, кто придумывает новый продукт, занимает новую нишу и устанавливает свои правила торговли. Так по моему Кевин Робертс пишет ровно о том же.
А теория менеджмента, как резонно, замечает Олег Виханский, в каждом коллективе может быть исключительно своя, главное чтобы управление было продуктивно и приносило результаты.
А что касается стратегии, то тот же Виханский показал, чтобы там стратеги фирмы ни напланировали, хоть на месяц, квартал, год ведь все равно, все клиенты уйдут к конкуренту, который без всякой стратегии просто удивил их новизной своих услуг, да еще и цены снизил.
То, что я писал про кризис людских отношений в настоящее время, то это тоже есть. Ведь кризис в переводе с древнегреческого означает “решение”. Человеческие отношения, которые мы имеем сегодня, значительно хуже тех отношений, которые мы имели двадцать лет назад, тут и к бабке не ходи, и так все понятно. Двадцать лет назад не было такого социального расслоения и люди спокойно общались по интересам, профессиональным, национальным, мировозренческим, литературным… Я помню как много друзей было у моих родителей…. А сегодня, все иначе, сегодня люди общаются не по интересам, а по достатку… Если один олигарх, а другой, даже если гений и семи пядей во лбу и очень общительный, но не преуспел в добывании денег, то они будут общаться друг с другом “через секретаря референта”, хотя вчера они могли вместе заканчивать один институт.
С уважением, Олег.
Алексей Васильевич, позвольте не согласиться!
“…меня это тоже удручает, хотя примеров добрых человеческих отношений все таки достаточно” – мне кажется, их очень даже достаточно, безо всякого “хотя”.
Просто каждый видит то, что хочет увидеть. Это разговор о личной картине мира, а не менеджменте или маркетинге. ИМХО.
Александр, и все-таки раньше … “куры что гуси были и вода мокрая”.
АВМ
“Менеджмент умер. Маркетинг умер. Стратегия умерла…” Что останется жить? Человеческие отношения, которые были мертвы, пока был жив “современный” менеджмент, маркетинг и стратегия… Шутка. Я полностью разделяю все высказывания и Олега Виханского и Кевина Робертса… Сегодня в мире на первом месте кризис человеческих отношений, то старое, доброе, вечное которое было в 60-70-80х годах, то тепло человеческих отношений сегодня умерло…
Кризис МВА, есть ли он? Несомненно, как следствие мирового системного кризиса… Сегодня кризис поразил все отрасли…
Кризис веры, кризис церкви. Ведь при всем нашем советском атеизме, в советские времена православная Церковь, несомненно, обладала ореолом святости.. А сегодня? А сегодня в церкви “Пуси Риот”, потому что ореол святости и церковь теперь мало совместимы.
Кризис в музыке… Сколько легендарных личностей было в 60-80 годах, а сколько подобных им вы можете назвать сегодня?
Кризис в науке. Правда он начался ранее, наверно в середине 20-го века, когда пришло ошущение, что в мире все физические законы уже открыты, остались лишь технологические разработки… Кризис науки, прежде всего в том, что она живет постулатом Энгельса “Материя первична, сознание вторично”., а этот тезис работает как стоп-кран, для дальнейших открытий физики… Бозон Хиггса, постулаты Козырева, темпоральный луч, который передается мгновенно, все это никак не укладывается в современную парадигму науки, исповедующую принцип “первичности материи”..
Тепрь уже и кризис в мировой экономике, который, как “трубный зов”, предупреждает мир, что так как мы жили, жить уже нельзя. Конечно, у финансового кризиса есть свои причины, значительное удорожание энергоресурсов за последние 20 лет. И возможно это повлияло на все наши человеческие отношения. Мы давно уже живем инстинктами, что выживает сильнейший, и тот кто лучше всех работает локтями…. 20 лет назад, жизнь Европы можно было бы назвать раем, даже по сегодняшним меркам… Да, но возможно, это было потому, что был Советский Союз, который живя в “дерьме”, продавал европейцам энергоресурсы за копейки. Сегодня СССР нет и Европа живет в условиях турбулентности и неопределенности своего “завтра”, полностью зависимая от чужих эенргоресурсов. Или это не так?
Но первопричина не в подорожании энергоресурсов, а в том, что испортились человеческие отношения. Россия, в которой сосредочена огромная доля мировых богатсв, погрязла в коррупции, ханженстве и воростве. А Европа, которая привыкла жить культурно, стабильно и богато, сегодня похожа на обедневшую госпожу, которой стало не по силам содержать свои господские привычки, но и отказываться от них очень не хочется. Как говорится назрела ситуция, когда нужно объеденить человеческие усилия на основе добрососедских отношений… Мы им энергоресурсы по сходной цене, они нам концепцию европейской жизни…
Мир меняется и немудрено, что в эпоху таких стремительных пермен, само образование МВА должно трансформироваться еще с большей скоростью, чтобы быть полностью востребованным.
Олег, с этим высказыванием:
можно согласиться, можно и поспорить. Но ограничусь только тем, что меня это тоже удручает, хотя примеров добрых человеческих отношений все таки достаточно.
Но причем тут маркетинг, менеджмент и стратегический менеджмент? Да, они изменились, но не умерли. А если и говорить о смерти, то только словами: “Король умер, да здравствует король”. Меняет всё, но не пропадает в вечность.
С уважением
АВМ
Помнится, во время первого семестра в КБШ, на вводной лекции уважаемый лектор произнес примерно такую фразу: “Креативность – это компенсация отсутствующего опыта” (записано у меня в блокнот именно так).
Тезисы на Слоне. То ли тот кто составлял тезисы – исказил суть лекции, то ли эта суть спорна:
– Могу допустить справедливость сказанного применительно к малому бизнесу и микро-бизнесу;
– К среднему – уже с трудом;
– К крупному – не могу вообще.
Наверное, у меня не хватает креативности, потому что мой проф. опыт – как раз в сфере сотрудничества с “крупняком”, а там недостаточно лозунгов – нужны реальные инструменты, которых автор лекции не предлагает.
Думаю, что основанием для такого заявления служит точка зрения любого рекламного агента – сыграть на эмоциях и ассоциациях. Ну а для руководителя рекламного агентства такие выводы предсказуемы.
Согласна с тем, что мир движется, ведомый идеями – большими и маленькими. Но одно дело «родить» идею, другое – сделать так, чтобы она завладела другими. Причем еще и приносила выгоду. На мой взгляд, если взять идею как отправную точку, то задача маркетинга – в какую сторону кидать и чем закидывать; менеджмента – как развивать и управлять движением; ну а стратегического управления – на какую идею будем ставить так, чтобы не споткнуться на первом же барьере.
Автор “жжет”. Похороним весь бизнес и будем пить на поминках))
Видя рекламу часто задумываюсь, то ли я не нормальный, то ли маркетолог! Хотя пока в этом “споре” (я или не я) никто не победил, но я точно уверен, что директор рекламного агентства может утверждать что угодно, что поможет ему продать, в данном случае “себя” и услуги своего агентства.