Исходя из теории ограничений Голдратта и практического опыта могу утверждать, что большинство руководителей считает, что для успеха компании следует найти слабое звено (читай «козла отпущения») и направить усилия на «расшивку» этого слабого места. Чаще всего в качестве «козлов» выступают подразделения сбыта или маркетинга. Такой же подход применяется и к развитию компании. Данная точка зрения бытует давно и прочно. У наиболее продвинутых руководителей она (точка зрения) обосновывается ТОС Голдрата. Напомню суть. Направляющие шаги Теории ограничений включают:
- Найти (выбрать) ограничение
- Решить, как максимально использовать ограничение
- Подчинить все остальное этому решению
- Расширить (расшить) ограничение
- Если ограничение устранено, вернуться к шагу 1.
Все хорошо и складно, но результатов нет. С одной стороны Голдрат личность и умница, а с другой нет результата. Меняются «продажники», меняются маркетологи, нанимаются консультанты… а результата нет. Так в чем причина?
Цикличность Теории ограничений Голдратта
Причина в том, что основу Теории ограничений составляет набор процессов и правил, основанных на системном подходе, которые фокусируется на небольшом количестве «точек улучшения» для обеспечения синхронизации элементов системы с целью достижения непрерывного улучшения деятельности системы как целого. О последнем (об организации как системе) многие забывают. Особенность системного подхода заключается в том, что все составляющие системы связаны между собой причинно-следственными связями. Изменение одного элемента скажется на изменениях всех остальных элементах, на одних больше, на других меньше. Поэтому «расшивка» узких мест должна затрагивать не только данное место, но и смежные элементы системы, которые в большей степени связаны с данной проблемой. Причем расшивка циклический процесс. После шага 5 следует выявить новые ограничения, возможно, возникшие в результате устранения имевшихся ограничений.
Теория работает, если её применять с умом.
2 комментария. Оставить новый
Алексей Васильевич, по-моему Вы слишком деликатно написали о том, что слабым звеном организации является тот руководитель, у которого не получается результативно применить теорию ограничений.
Обидно, но действительно самым слабым звеном очень часто (чаще чем хотелось бы) оказывается руководитель.
АВМ