По просьбе отдельных товарищей предлагаю Модель слияния и поглощения Watson Wyatt, на которую можно ориентироваться при сделках по слиянию и поглощению. Итоги 2011 года демонстрируют, что сделки M&A приобретают массовый характер. Именно поэтому, хотя бы первичное знакомство с проблемой будет полезным.
Модель слияния и поглощения, разработанная компанией Watson Wyatt
Среди прочих красивых названий на рынке M&A модель, разработанная компанией Watson Wyatt, выделяется своей простотой (см. рисунок). Всего 5 этапов, включая постановку задачи и реальное объединение.
Однако за этой простотой стоит кропотливая работа по модификации модели для каждого конкретного случая. Как базу для планирования процесса слияния или поглощения можно использовать таблицу, позаимствованную мной из книги [Галпин Тимоти Дж., Хэндон Марк., Полное руководство по слияниям и поглощениям компаний: Пер. с англ. — М. : Издательский дом “Вильямс”, 2005. стр.19-32.]. Открыть табличку в новом окне можно кликнув по рисунку.
Для каждого из пяти основных этапов слияния — постановка задачи, оценка ситуации, анализ и исследование, проведение переговоров, реальное объединение компаний— компания должна разработать набор конкретных процедур и их исполнителей, организовать обучение персонала и т.п., рассмотреть проблемы и риски.
Как правило, на практике порядок проведения сделок M&A отличается от порядка предусмотренного моделью. Причина не в модели, причина в практиках, которые очень часто пользуются только обобщенной моделью, показанной на первом рисунке, и не понимают, что есть еще и детализация, показанная в таблице.
По крайней мере, рассмотрение состоявшихся сделок с точки зрения модели, показывает, что до 50% упомянутых в модели вопросов, на практике не рассматривались. Результаты – низкая эффективность сделок. Среди проблем, которые очень часто остаются вне сферы внимания менеджмента следующие:
- Анализ проблем совместимости корпоративных культур и сохранения персонала
- Анализ интеллектуального капитала
- Синергетический эффект и экономия на масштабах от слияния или поглощения
5 комментариев. Оставить новый
Модель действительно крайне необходима, чрезвычайно нужна и недооценена (по-моему мнению во многих случаях) компаниями, причем независимо от их размеров. Даже спустя много лет после её создания (хотя бы в данном случае) – налицо критические ошибки, приведшие к потере огромных денег и репутации.
Я с представленной моделью в целом (подчёркиваю), согласен. Однако стоит учитывать различные ситуации, приведшие к слиянию – это может быть просто расширение бизнеса, его модернизация, необходимость выживания, или просто банальное желание собственника быть более модным (список не окончательный). И, учитывая, эти различные мотивы – возможны “развилки” на пути слияния, причём, сразу в начале пути.
Несомнено, Елена Прекрасная, зерно рациональности у Дмитрия имеется, если вести отсчет его пунктов с конца…
Олег.
Олег,
У дмитрия есть рациональное зерно в части “разбора полетов”. Более того, его алгоритм принципиально не противоречит модели. Главное тут не в том, что он предложил нечто новое, а в том, что Дмитрий ничего нового не предложил. Это таже самая модель, с выпячиванием некоторых моделей.
Кстати о Watson Wyatt я знала еще тогда, когда ничего не знала.
Елена.
И Вы меня тоже простите, уважаемый Дмитрий. Но, по мему, в Вашей последовательности шагов, логика напрочь отсутствует.
Давайте порассуждаем, над Вашими высказываниями:
…
1) Анализ рынка с целью чего? Когда не поставлена задача, нет оценки ситуации, не проведены исследования, а собственно с кем и ради чего сливаться.
…
2) Смена стратегии чьей? Стратегии чего? Стратегии слияния или стратегии перевешивания проблем с “больной головы на здоровую”?
…
3)Разработка модели…Модели чего? Надо понимать, что модели слияния? Но тогда, что ж получается, ничего не зная о своих намериниях, потому что не поставлены задачи( а чего мы собственно хотим?), Вы предлагаете разрабатывать модель “ослияния”??? Очень мудро, и главно так по российски!!!
…
6) Оценка результатов… Понятно, что при Вашем подходе к слиянию, это крайне важный пункт!!! Чтобы наконец понять ” А на фига козе баян?))
Еще раз простите меня, что влез в Ваши “стройные” рассуждения.
С глубоким уважением к Вам…
Прошу прощенья, но данна модель слишком упрощена в некоторых аспектах, а в некоторых слишком детализирована.
В реальной ситуации компании часто принимают решения ослиянии и поглощении из алгоритма : 1 анализ рынка, 2 смена стратегии 3 разработка модели, 4 переговоры и проведение аудитов (причем разные виды аудита) 5 слияние и интеграция 6 анализ результатов (очень важная часть о которой ни в коем случае забывать нельзя)
По собственному опыту могу сказать, что последующий анализ помог значительно оптимизироавть процедурыи самое главное – сильно скорректировал цели и задачи.