Цели и задачи в компании формулируют «чудовища»! Традиционно в учебниках по Стратегическому менеджменту указывается, что, если внешняя среда требует, а внутренняя позволяет, то компания реализует некий объективный процесс целеполагания и разработки стратегии. Причем кто именно, в конечном итоге формулирует Видение, Цели, Стратегию не так важно. Важно, чтобы все стейкхолдеры понимали и разделяли эти цели и пути их достижения. Это в теории. А фактически?
Цели и задачи компании
Фактически, целеполагание и формирование стратегических ориентиров компании осуществляется «спящими чудовищами»! Не пугайтесь, речь не идет о «Змее Горыновиче» или «Кащее Бессмертном». Речь идет только о том, что процесс целеполагания и разработки стратегии в компании носит субъективный характер. Причем этот процесс в большей степени учитывает интересы наиболее могущественных групп.
Стейкхолдеры
В любой компании есть группы влияния – стейкхолдеры называются.
К основным стейкхолдерам относят Потребителей, Акционеров, Работников, Государство. В каждой из этих групп есть подгруппы. Например, есть акционеры с разной долей участия в капитале, есть топ-менеджмент, менеджмент, просто работники. Естественно, что каждая группа и подгруппа стейкхолдеров имеет разные цели, разную степень влияния и заинтересованности в деятельности компании. Другими словами стейкхолдеры не равнозначны.
Умные люди предложили классифицировать группы влияния в компании следующим образом:
А. “Случайные прохожие” не имеют власти над компанией, да и не проявляют сколь-нибудь значимого интереса (спекулятивные инвесторы, временные работники, случайные покупатели).
Б. “Любопытствующие” не имеют власти над компанией, но заинтересованы в деятельности компании, поскольку надеются что-то получить в результате. Пытаются проявить активность.
С. “Спящие чудовища” обладают высоким могуществом, но в текущий момент не склонны к активным действиям, выходящим за рамки рутины повседневных отношений.
D. “Ключевые игроки” также обладают высоким могуществом по отношению к компании, но имеют еще и склонность к активному отстаиванию своих интересов.
На основе этой матрицы можно заключить, что компания будет следовать интересам «ключевых игроков», с учетом ограничений, налагаемых «спящими чудовищами». Когда из-за длительного периода падения финансовых показателей, например, «чудовища» проснутся, то достанется всем, даже «ключевым игрокам».
Хорошо если «Ключевые игроки» и «Спящие чудовища» умные люди, но так бывает не всегда. Как обстоят дела у Вас? Другими словами, кто в Вашей компании формулирует цели и стратегию? Куда Вы отнесете себя, к «Случайным попутчикам» или к «Любопытствующим»? Видели ли Вы вменяемых «Спящих чудовищ»? Напишите в комментариях, если постесняетесь, то, по крайней мере, задумайтесь над этими вопросами.
11 комментариев. Оставить новый
Искала материал к ВКР и тут что то зачиталась и так понравилась выдержка из “Тот самый «умный человек»”, прямо тронуло реально.
-“спящее чудовище” у нас есть такое на данный момент все рабочее время занят изучением сайта о Донецке (якобы нашел правдивый), раньше находил другие развлечения, но проснувшись начинает горланить в тему и без темы “Не туда идем, не так гребем”. И на этом месте занавес и пошел концерт за кулисами с “ключевыми игроками”. Тут на шум прибегают “любопытствующие”и начинаются танцы с бубнами. Все как написано выше и пошла стратегия в пляс:)).Очень жизненно спасибо за статью!!!
Имею ощущение, что тема исчерпана, поэтому позволю себе вклиниться слегка “не в тему” и порассуждать о причинах возникновения “чудовищ” вообще и “спящих”, в частности…
Признаться честно, никогда еще не встречал “спящих чудовищ”, возможно потому, что вошел в бизнес с момента зарождения его в России, в окружении очень креативных людей. Все известные мне “чудовища” не спящие, а скорее, активные ключевые фигуры своего бизнеса.
Могу сделать предположение, что появления “спящих чудовищ” да и чудовищ вообще, это проблема собственной самореализации. Есть еще немало людей в нашем обществе, которые наивно полагают, что успешность и богатство близнецы-братья. Было время, когда я и сам так думал, но жизнь внесла свои коррективы. Жизнь показала что успешность – это магнит, которые притягивает к человеку людей, делая его источником вдохновения для остальных, а богатство, очень часто, это забор за которым человек прячет «пустоту своей души» от других, при этом еще имея наглость навязывать им, “из-за забора”, свои бездуховные взгляды на жизнь…
Чаще всего успешными, люди бывают на взлете своей карьеры или своего дела. Вместе с успехом приходит богатство, именно на этом этапе многие и превращаются в “чудовищ”, спящих, снующих, жующих всех подряд… В этом состоянии человек похож на звероящера, потому что считает себя сильнее всех и уверен в своей исключительности и непогрешимости. Любое сопротивление или инакомыслие вызывает в нем лишь животное чувство ярости, которое заканчивается подавлением не только сопротивления и инакомыслия, но и человеческого достоинства оппонента.
В развитых странах этот синдром встречается реже, потому что последние несколько веков, огромному количеству людей не представлялись возможности резко “прыгать из грязи в князи”. Там люди привыкли всего своим умом добиваться, а не “По-Щучьему велению, по моему хотению”… А вот у нас, интеллектуальные способности человека, часто, не играют никакой роли для продвижения по карьерной лестнице. У нас ведь и “кухарка может управлять государством”, ну на крайняк – сын кухарки. Хотя, я вполне допускаю, наличие “спящих чудовищ” и в развитых странах…
Есть, конечно, немало людей, которые становясь богатыми, не теряют своего человеческого облика, которые по-прежнему ценят человеческие отношения. Но даже такие люди, становясь перед дилеммой выбора: или сохранить империю и состояние, или человеческие отношения, всегда выбирают первое… Последователей графа Толстого, в наше время, я пока еще не встречал, в том смысле, чтобы раздать всё и уйти в «народ».
…
И вот когда люди без привлечения интеллектуальных способностей вдруг получают возможность завладеть состоянием, то они тут же и превращаются в этих самых “чудовищ”…
Слабо себе представляю, чтобы Рей Крок, Ли Якокка, Генри Форд, Гейтс, Джобс и т.п. смогли бы превратиться в чудовищ, тем более спящих, потому что интеллект не позволит им “уснуть” на руководящем посту. А в нашей стране и в наше время, Шариковым легче всего стать владельцами состояний и империй, потому что не отягощены они моральным кодексом профессора Преображенского, да и желание “выйти из грязи в князи” сразу, на самом деле, очень действенный стимул… Вспомним Владимира Ильича, он революцию поднял, чтобы возвысится над унижавшими его в гимназии “дворянскими отпрысками”, и с момента свершения революции сам превратился в демоническое кровавое чудовище…
в моей компании 3 “ключевых игрока”
я + исполнительный + технический директора
чудовищ как-то нет, слава богу
теперь пытаюсь отделить прохожих от любопытствующих
но как-то странно все
есть четко замотивированные деньгами сотрудники, не только с хорошим окладом, но и весьма приличными бонусами
но вот почему они больше на прохожих похожи я не понимаю
видимо потому что бонусы у них прилипают от деятельности компании в целом? с другой стороны, если их перевести на мотивацию личных проектов – будут заниматься только ими и не будут двигать остальные задачи…
при этом из приходится контролировать и заставлять делать не сделанное
пока не понимаю как с ними бороться
электронный документооборот есть, все есть, напоминания есть
пока комментарий к задаче не поставишь “… почему… до каких пор… и что ты смотришь в монитор, вместо того что бы бежать и делать… бегом…” ни чего не происходит
Да, конечно
Наслаждаюсь комментариями. Модель работает, да еще как! Тот самый “умный человек”, который эту модель и предложил.
Игорь Борисович, рад Вас тут видеть.
Действительно, матрица взята из Вашей книги “Стратегия и структура корпорации”. Я из Вашей книги многое что использую. Спасибо.
АВМ
Наслаждаюсь комментариями — модель-то работает, да еще как! Тот самый “умный человек”, который эту модель и предложил.
Вот в ближайшем месяце проведем стратегическую сессию и узнаем, что родится 🙂
Об итогах расскажите?
Кто в Вашей компании формулирует цели и стратегию?
+++ «Спящее чудовище». Просыпается примерно раз в год и не хочет вникать в реалии бизнеса, но зато хочет 1 раз в год каких-то не очень внятных перемен. Все заканчивается его просьбой прислать предложения на почту, отмечает, что это должно быть кратко. После этого благополучно засыпает НИКОГО не трогая и НИЧЕГО не меняя )
Куда Вы отнесете себя, к «Случайным попутчикам» или к «Любопытствующим»?
+++ Я отношу себя к «Ключевым игрокам».
Видели ли Вы вменяемых «Спящих чудовищ»?
+++ Нет, не приходилось. Но они вполне могут быть безобидны. Для этого надо уметь поддержать с ними разговор об искусстве, кино, мировом кризисе и погоде. )))
У нас есть один такой – мурло. Раз в год появляется, снимет исполнительного и еще парочку под горячую руку и опять в спячку на год.
Елена