Оплата мобильного телефона растет, одновременно снижаются затраты на другие статьи семейного бюджета. Что тут удивительного? Рассмотрим проблему подробней.
iPhone, iPad и другие устройства – это стильно, это удобно, это, в конце концов, полезно. Однако распространение мобильной связи повлекло за собой и побочные эффекты. Среди них айфономания самое безобидное. В конце концов, фанаты и фанатизм есть во всех направлениях жизни человека. Есть и более серьезные.
На более серьезное обратил внимание The Wall Street Journal, Мобильные телефоны съедают семейный бюджет. Более половины всех владельцев мобильных телефонов США используют такие устройства как iPhone. В результате проявился сдвиг в бюджете домашних хозяйств по всей стране. По данным правительства США, американцы тратят на телефонные счета все больше и больше, при этом уменьшая затраты на ужины вне дома, одежду и развлечения, приобретение автомобилей. Наглядно эта тенденция показана на рисунке.
Оплата мобильного телефона растет, одновременно уменьшаются затраты на другие статьи семейного бюджета
Казалось бы, что в этом удивительного? Так было, так будет. На смену айфонам придут другие устройства и технологии и люди вообще «забудут» о еде и одежде. Люди меняются, время их меняет и это естественно. Так думают простые люди, но не профессура.
Отдельные профессора видят в этом знамения, которое свидетельствует о крахе стратегического анализа, необходимости пересмотра границ отрасли и изменении методологии анализа отрасли. Так, например, Rita McGrath (профессор Columbia Business School) в статье «Industry Analysis Is Out of Date» считает, что эта история ставит крест на традиционном стратегическом анализе отрасли. Оценки тенденций и намерений в пределах отрасли теряет смысл. Рита делает вывод о том, что при анализе следует учитывать и косвенных конкурентов. Эти конкуренты, которые могут быть вне вашей отрасли, но могут конкурировать за кошелек вашего клиента.
Выводы о стратегическом анализе отрасли
Во-первых, хорошо, что дошло это и до профессора Риты. При ограниченном бюджете у покупателя разные группы товаров, и, соответственно, производители из разных отраслей могут конкурировать друг с другом. Например, бензин или цветы. Купить цветы для любимой или заправить машину, иначе к ней не доехать, если на то и другое одновременно не хватает средств. Автор не говорит ничего нового. Маркетологам о «доле кошелька» известно давно.
Во-вторых, профессор Рита не знает, что учет косвенных конкурентов давно стал нормой практического стратегического анализа. Существует множество доступных подходов для ведения перекрестного анализа отраслей. Например, 5 сил Портера, PEST.
В-третьих, сенсационные заголовки о смерти то маркетинга, то менеджмента, то стратегического менеджмента, то отдельного направления этих дисциплин пустой выхлоп, рассчитанный на лопоухих любителей сенсаций и привлечение внимания к своей персоне.
Кто может заступиться за профессора Риту? Прошу, пишите Ваши доводы.
6 комментариев. Оставить новый
Переход от одного “вида” потребления к другому говорит, ИМХО, о том, сколько ненужных товаров, вещей и услуг еще в запасе у западного современного человека.
Но мне представляется что среднестатистическому жителю Сомали, и далее по прямой на глобусе до Перми у потребителей нет такой проблемы. Представляете, они счастливы, потому что их бюджет не съедает Ipohe и прочие смартфоны. Таких много. И для них все остается в силе.
Николай, Вы консерватор и противник прогресса?
Ну что тут сказать? КРИЗИС 🙂
Покупать дорогие вещи – денег нет, но быть в курсе событий хочется…
Ну а серьезно – уже не секрет, что общество покидает рамки посттехнологического и переходит в информационное.
Проблема не связистов, а технологий…
Умный дом умный, умный холодильник, тостер это все работает на “связи” вот и расходы…
Как “связист” не вижу ничего предосудительного 😉
пы сы Спасибо за статью – понравилось!
” приспосабливаться, или умирать”, это я так пытался скаламбурить, в духе популярных книг от гуру бизнеса.
Стратегии, как деятельности по прокладыванию дороги в плохо предсказуемой местности, альтернативы нет, если признать что мы развиваемся и мир вокруг меняется и будущее все-таки, неопределенно
В поддержку профессора Риту, аргументов у меня нет, но вернусь к высказываемому мною и ранее тезису – что мы живем в период временной или уже непрерывной турбулентности – открытой системы, когда не удается какими либо ухищрениями (допустим доказать, что 1 или 2 силы – в разы больше остальных) снизить число одновременно действующих сил: что в бизнесе, что в политике и тогда, горизонт прогноза конечно сужается.
Уровень шума сопоставим с уровнем сигнала, и от того – “науке” ли, “искусству” ли стратегии придется к этому приспосабливаться, или умирать 😉
Владислав,
Ну почему сразу умирать? Стратегии нет заменителя.
АВМ