Стратегия дифференциации и прорывное мышление. Анонс книги «Переворот» был в прошлый раз (см. Анонс «Переворота»), а теперь необходимая преамбула. Напомню, что речь идет книге «Переворот. Проверенная методика захвата рынка». Автор отмечает, что выпускники школ МВА знают и умеют пользоваться методиками анализа различных сторон бизнеса, но не умеют творить. В том смысле, что они не умеют выйти за рамки стереотипов отрасли и стереотипов используемых методов. Им не хватает творчества.
Полагаю, что многие могут поспорить с этим утверждением, но следующие тезисы автора, с моей точки зрения, бесспорны. Тезис заключается в том, что ряд образовательных учреждений на творческих факультетах готовят людей способных творить, делать из обычного необычное, ставить традиционное с ног на голову. В смысле создавать что-то новое. Но эта категория людей, как правило, не знает бизнеса. Как результат, «креатив и деловая логика существуют в параллельных реальностях и редко пересекаются». По мнению автора, внедрение в бизнес среду креативных подходов, методов пойдет на пользу всем, в первую очередь покупателям. Свой подход он называет «прорывным мышлением» и книгу написал потому, что собирается научить этому мышлению. Благородная задача. Я хочу научиться.
Стратегия дифференциации и прорывное мышление
Прежде чем учиться, несколько слов о терминах «прорыв» и «прорывное мышление». Автор считает, что термин «стратегия дифференциации», завладевший миром бизнеса со времен Джека Траута, безнадежно устарел. В борьбе за покупателя предприятия тратят огромные усилия на создание конкурентных преимуществ. Но очень часто эти усилия направлены на внесение в продукт инкрементальных изменений (минимальных улучшений, постепенно ведущих к повышению качества). В этом заключается огромная ошибка. «Дифференциации» автор противопоставляет «прорыв», подразумевая под этим глобальные изменения, которые открывают путь к полной уникальности в своем виде деятельности.
В прошлой заметке рассматривались рациональный и интуитивный подходы к разработке стратегии. Напомню, что рациональный подход к разработке стратегии предусматривает тщательный анализ, при максимальном учете различных вариантов действий, уровня отдачи и рисков. Подход на основе интуиции использует результат невербализуемого мышления, оперирующего с не до конца осознанными положениями, переменными и взаимосвязями (не явная логика). Автор «Переворота» предлагает нечто третье – творчество как основу «прорывного мышления».
В общем виде этапы «прорывного мышления» автор формулирует так:
1. Выдвижение прорывной гипотезы;
2. Определение прорывной рыночной возможности;
3. Формулирование нескольких прорывных идей;
4. Предложение на их основе единого прорывного решения;
5. Продажа прорывного предложения, то есть достижение договоренности с инвесторами о вложении в него денег.
На этом преамбула завершается, на очереди собственно «Переворот». Но об этом в следующий раз. Чувствую, что Вы скорее прочтете эту книгу сами, чем я расскажу о ней полностью. Конечно, читайте. Книга тут: «Переворот. Проверенная методика захвата рынка». В любом случае оригинал лучше, чем пересказ. Хотя… Продолжение следует.
5 комментариев. Оставить новый
“Креатив и деловая логика существуют в параллельных реальностях и редко пересекаются” Ну что ж.. в полне жизненое замечание. Творческие люди не идут в бизнес, безнесмены ничего не смыслят в творчестве. Спросите любого успешного коуча или психолога и он раскажет вам не мало историй о том, как к нему обратилась несчастная бизнесменша или бизнесмен-неудачник и он открыл им глаза на их реальное жизненное призвание и теперь один рисует, другой стал дизайнером, третий web-мастером…
С другой стороны между бизнесом и творчеством есть кореные и непреодолимые противоречия… В бизнесе основной постулат время -деньги… В творчестве же время второстепенно -главное результат… Я сам человек творческий и прекрасно знаю, когда делаешь проект, который тебя увлекает, то ощущение времени теряется совершенно..
Вспомним великое творение Гауди в Барселоне собор Святого Семейства, который строится уже более ста лет и будет закончен в 2024 году… Я посещал его, когда был в Барселоне, он поразил мое воображение настолько, что я признал Гауди…Эйнштейном в архитектуре… Если кто видел его изнутри, то согласится, что полет фантазии там вселенского масштаба… Так вот Гауди, один из самых любимых и уважаемых людей в Испании сказал, что время не имеет значения для достижения результата…
Что говорить, большинство инвесторов сами губят творчество на корню, когда начинают ставить нереально сжатые сроки, понимая что время -это деньги… Я вот пока еще не могу понять, то ли мы в России такие нищие, что не можем позволить себе делать все творчески, то ли мы такие убогие, что не понимаем, что творчество это единственный способ, чтобы создась ценность продукта?
С уважением, Олег.
Из прошлой публикации я понял, что без анализа мы все равно не обойдемся. В тоже время стратегический анализ предоставляет богатое поле для творчества.
Вы же сами говорили, что для одного возможность это возможность, а для другого – угроза. И наоборот. Субъективное восприятие, для уменьшения субъективизма мы должны согласовать мнения экспертов. Я участвовал в таком процессе. Уверяю, творчества всем хватило.
Насколько целесообразно творчество выделять как отдельный подход?
Спасибо.
Андрей,
дождитесь следующей публикации. Я поясню.
Алексей Васильевич,
что мне не по себе. Переворотов и в жизни хватает. Просто не представляю как и зачем все это. Всем сразу раз и перевернулись!
Елена
Елена, зачем всем сразу, только тем кому надо обновление.
В.Цой