Стратегические вопросы совета директоров. Недавно проходил совет директоров одной уважаемой компании, на котором мне пришлось присутствовать. Остался крайне недоволен уровнем подготовки директоров. Напомню, что акционерное общество должно иметь совет директоров. Причем чем крупнее общество, тем представительней совет. Одна из функций Совета директоров заключается в определении стратегии развития общества. Законодательство возлагает на совет директоров обязанность определять приоритетные направления развития общества. Для этого совет директоров устанавливает основные ориентиры деятельности общества на долгосрочную перспективу. Все правильно изложено?
Вы скажете правильно, но зачем нам эти прописные истины? А затем, что по закону так, а на практике… Стратегические вопросы на заседаниях совета директоров рассматриваются редко и влияние совета директоров на стратегии своих компаний малозначимо.
Стратегические вопросы, это вопросы совета директоров
В какой степени советы директоров знают, понимают и влияют на стратегии своих компаний? Вы скажите, что в каждой компании все по-своему. Верно, но какой общий уровень отношений совета директоров и стратегии? Из результатов опроса проведенного компанией McKinsey в мировом масштабе следует, что члены Советов директоров понимают финансовое положение своей компании значительно лучше, чем стратегию, риски и динамику отрасли. Результаты на рисунке, источник тут: «Tapping the strategic potential of boards».
Причина, есть проблема времени: большинство советов директоров проводят от шести до восьми заседаний в год и часто трудно выйти за пределы, связанные с рассмотрением темы повестки дня и выделением времени, необходимого для серьезного обсуждения стратегии. Однако есть и другие проблемы. Чем можно объяснить, что только 10 процентов директоров считают, что они полностью понимают динамику отрасли, в которой работают их компании. Только 21 процентов утверждает, что имеют полное понимание текущей стратегии. Напомню, что это данные о том, как там «у них». А как тут «у нас»? Основываясь на собственном опыте, предполагаю, что не лучше, если не хуже.
Резюме, корпоративное управление есть, все, что положено по закону есть, в том числе и совет директоров, а вот стратегии, понимания отрасли нет. А Вы говорите удвоение ВВП. Кто удвоять будет?
4 комментария. Оставить новый
Думаю, это происходит потому, что финансовое положение интересует членов СД больше чем все остальное, а о связи межу текущей стратегией компании, и ее же ценностями они, скорее всего, не задумываются. Мой опыт работы с представителями СД показывает, что на изучение ситуации тратить время на «олимпе» нет необходимости. А о ситуации в отрасли и стратегии компании, пока гром не грянет, должны думать исполнительные директора, отделы маркетинга и продаж. Грустно.
Радует, что так не во всех компаниях, и существуют от 10 до 21 % компаний. Где члены СД понимают в полной мере, что происходит внутри компании и вокруг нее.
В совете директоров не присутствовал. Больше специалист по малому и среднему бизнесу. Но, в Америке средний бизнес занимает серьезный сегмент. С директорами среднего бизнеса , в России, общаюсь часто. Все пять понятий им знакомы очень отдаленно. И особенно финансовое положение предприятия. Как это не покажется странным. Все эти понятия только один из десяти директоров может сформулировать хотя бы своими словами. А как ими управлять? Как их измерять? Вот таких директоров я пока не встречал. Ну, может мне не повезло.
В иных советах директоров бывать не приходилось, но судя по информационному обмену с аппаратом нашего СД – документов по стратегии они и не запрашивают и не производят
Вот в этом и беда.