Регулярно слежу за публикациями, связанными с программами МВА. Большинство публикаций информационного свойства или откровенно рекламного содержания. Но встречаются такие, с которыми следует познакомиться. Одна из таких публикаций появилась на сайте e-xecutive. Налет пропаганды есть, куда без неё, но затронуты и основные тренды в образовании вообще и преподаватель МВА в частности.
Профессор Мясоедов С.П. президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) выступил на учебной сессии для экспертов, которые в 2013 году приступят к аккредитации российских бизнес-школ. Первую часть выступления опубликована на сайте e-xecutive. Пересказ его выступления можно посмотреть в статье «MBA критикуют те, у кого нет диплома МВА». А презентацию скачать тут: «Новые тенденции на мировом и российском рынке бизнес образования». Всем кто связан с бизнес образованием, даже если вы не преподаватель МВА, полезно быть в курсе. Не сегодня, так завтра явятся эксперты с проверкой.
Типы преподавателей в программе МВА
Среди затронутых в выступлении вопросов есть и вопрос о роли и месте преподавателя в программе МВА. На этом хочу остановиться особо.
Наличие докторских степеней для преподавателей МВА – не хорошо и не плохо, потому что бизнес-образование – не вуз, но иная отрасль, требующая других компетенций. MBA, в отличие от академического образования, – карьерная программа … Поэтому от преподавателей МВА требуется … уметь молчать. Он не столько доносит знания до слушателей, сколько помогает группе обменяться опытом и выработать правильное решение. Вузовские преподаватели так работать, как правило, не умеют.
Эту часть выступления сопровождал слайд, приведенный на картинке.
Для пояснения приведу слова президента университета IE (Испания) Сантьяго Иньигуэса:
необходимо развивать новый тип преподавателей. Я называю их «кенгуру». Это игра слов. В прошлом «гуру» называли мудрецов, предлагающих блестящие идеи и теории. А сейчас нужны «кенгуру», которые способны легко, как австралийские сумчатые, перескакивать от исследовательской работы к преподаванию, а затем — к бизнес-консультациям. И делать все три вещи одинаково хорошо.
Полностью интервью с автором этих слов можно прочитать тут: «Нам нужны не гуру, а кенгуру».
Строго говоря, преподаватель в высшей школе и преподаватель МВА не одно и тоже, отличие в видах деятельности на лицо. Но в практику введена классификация: Молодой – Гуру – Кенгуру. Рекомендую использовать в характеристиках Ваших преподавателей. Кто с Вами работал, Молодой, Гуру, Кенгуру?