В публикации «Какова реальная ценность MBA?» на сайте e-xecutive Мухтар Муссабетов рассуждает о дискредитации системы образования, тщеславности и непомерного ЭГО вузов. В статье много разных суждений на тему образования вообще и программ МВА в частности. Позиция автора базируется на тезисе о том, что «Предпринимательство никогда не будет успешной академической дисциплиной. Это нечто, что изучается в «траншеях», наполненных вдохновением, уверенностью в себе, любознательностью и смелостью принимать громадные риски. Бизнес-школы не могут преподавать предпринимательство». Сам тезис пространнее, более того автор приводит пять причин объясняющих почему бизнес- школа не поможет предпринимателю. Советую прочитать, кстати, интересны не только статья, но и комментарии к ним.
С моей точки зрения тезис правильный в том смысле, что обучать предпринимательству «на потоке» бессмысленное занятие и нынешние бизнес-школы с этой задачей не справятся. Это не означает того, что обучать невозможно (например, наставничество, мастер классы), но поток и предпринимательство несовместимы. Тут я на 100% согласен.
MBA не для предпринимателей, программа MBA готовит менеджеров
Однако критика MBA с точки зрения этого тезиса не корректна. Не та целевая аудитория. Первое, кто такие предприниматели? Предприниматель — лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды. Помимо предпринимателя в бизнесе трудятся еще и менеджеры. Менеджер – это управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством. Первых значительно меньше чем вторых. Вторых тьма. Эта тьма в значительной степени нуждается в базовых систематизированных знаниях. Не буду обижать этих людей, они того не заслуживают, но отмечу, что знания их случайные и отрывочные. Кроме того, эти знания в значительной степени получены на рабочем месте и призваны обслуживать данное рабочее место. Именно для этой категории людей предназначены бизнес школы.
Что для них может дать МВА? Систему знаний, т.е. азбуку и арифметику бизнеса. Вместе с ними и кругозор, а иногда и новое мировоззрение. Предполагаю, что если предприниматель возьмет себе на работу в качества финансового директора лицо, которое не знает формулу Дюпона или что такое финансовый рычаг, гудвил, то его компания очень скоро превратиться в контору. Предполагаю, что если предприниматель возьмет себе на работу в качестве коммерческого директора лицо, которое не знает основы маркетинга и юриспруденции, то его ждет такой же конец. Именно эти знания дают программы МВА.
Другой вопрос, для менеджеров чрезвычайно важно дополнительно к этой арифметике уметь работать в команде, развивать толерантность к неопределенности, учиться мыслить стратегически. Эти элементы уже развиваются в школах МВА, но далеко не везде.
Посмотрим на проблему с другой стороны. Может ли предприниматель стать менеджером? Не по занимаемой должности, а по содержанию своего труда. Формально да. В отдельных случаях результаты отменные. Но в большинстве случаев (посмотрите на Ваших собственников, которые сидят на исполнительных должностях) этот симбиоз не удачен. Не имея базовых управленческих знаний, собственник в роли менеджера чаще всего говорит не то и ведет не туда. Другой вариант вопроса. Может ли менеджер стать предпринимателем? Да, может. Более того, на этапе стартапа ему будет значительно легче вести компанию. Конечно, для этого требуется не только азбука и арифметика, но и личные качества: напористость, фанатизм в достижении целей. Если это есть, то менеджеру вжиться в роль предпринимателя значительно легче, чем предпринимателю исполнять роль менеджера.
Полагаю, что Вы поняли, я за МВА. Программа МВА имеет свою аудиторию и рано её хоронить. Я с подачи автора затронул только один аспект проблемы. Справедливости ради, следует отметить, что таких аспектов в статье много и они требуют детального рассмотрения. Рекомендую к прочтению «Какова реальная ценность MBA?». Кроме того, полезно прочитать тут на сайте «MBA в РФ не имеет права на существование».
Если после прочтения появятся свои соображения, то милости прошу, пишите в комментариях. Я заинтересован в распространении статьи, поэтому кликайте на пиктограммы.
4 комментария. Оставить новый
Алексей Васильевич, я решил разместить свой ответ Мухтару пока в Вашей ветке, если мой ответ не вызовет конструктивной критики или дополнений, то я потом закину его на его форум e-xecutive, хотя я там пока еще не зарегистрирован.
С уважением, Олег Новгородский
Алексей Васильевич, коллеги аргументы противников:
Может ли (преподаватель) научить тому чем сам не занимался? Сильный аргумент, но исходя из опыта обучения, мне, считаю что мне повезло – все наши преподаватели – имеют практический опыт участия в бизнесе, т.е. относительно MBS, мы этот аргумент можем отсечь, но в целом, судя по высшей школе – аргумент оправдан.
Второй аргумент, подспудный – что наличие МВА не помогло многим компаниям избежать кризиса, тогда как некоторые самородки без МВА, смогли с этим справится.
С этим аргументом сложно спорить, но…. мне кажется неприятие МВА у сторонников этого аргумента, в том, что они мыслят в стиле: “ну что там учиться управлять, это же так просто… да и нет никакого управления все это выдумка…”, т.е. подвергается сомнению сама возможность признания менеджмента – преподаваемой дисциплиной, а может они и правы, способность управлять она задана каким-нибудь геном ? Или голубой кровью ?
Совершенно верно. Есть связанное с этим заблуждение – “бизнесу может научить только бизнесмен”. Далеко не всегда так, преподавание и “делание денег” это две разные специальности. Хорошо если способности есть и к тому, и к иному. Но, кстати, тренер (в спорте) далеко не всегда способен ставить мировые рекорды, но он способен воспитать, научить спортсмена ставить эти рекорды.
Теория наследственности существует и ей приписывают многое. Я не специалист в этом. На бытовом уровне я понимаю, что существуют некие врожденные способности. Но вряд ли они так так детально в генах прописаны. Человек получает от природы некую базу врожденных способностей. У кого больше креативности, у кого больше физических возможностей. Но форма реализации этой базы и степень реализации определяется последующей жизнью индивида.
«Рождаются детьми. Всеми остальными становятся» вычитал тут:http://inspirationbreakfast.com/maks-burtsev-kreativnoe-agentstvo-arriba-rozhdayutsya-detmi-vsemi-ostalnymi-stanovyatsya
Кстати я читал Ваши коменты по поводу данной статьи на e-xecutive. Написаны по-делу.
АВМ
Согласен с Вами, Алексей Васильевич. Цель программ MBA – подготовить, прежде всего, грамотных управленцев. Для предпринимателя программа MBA также будет весьма полезна, поскольку предпринимателю необходимы менеджерские навыки. Другое дело, что одних только менеджерских навыков и знаний недостаточно, чтобы стать предпринимателем. В этом смысле, действительно, программы MBA не готовят предпринимателей.