Нешаблонное мышление, а с ним и гибкое мышление, креативность является важной составляющей компетенций менеджера. Все из нас или многие, ну может быть некоторые, понимают это. Еще меньшее число людей знает и понимает, что это свойство можно и нужно развивать. Именно об этом настоящая публикация.
Среди нас есть творческие люди, которым характерно нешаблонное решение задач. Их называют, иногда с сарказмом, фантазерами, мечтателями, людьми не от мира сего. Но если эти люди создают нечто стоящее для общества, то их боготворят, называя гениями. Гениальных людей не много, но, смею утверждать, что склонность к творчеству заложена в каждом. Для реализации этой склонности требуется не много. Нужен подход, метод.
Такой подход предложен психологами, в частности Эдвард де Боно подробно и популярно писал о латеральном (нешаблонном мышлении). Книги его свободно выложены в Интернет. Там подробно и доступно рассмотрено как шаблонное, так и нешаблонное мышление.
Так вот, подход де Боно можно и нужно использовать в работе менеджера. Некоторые примеры использования нешаблонного мышления приведены в книге Котлера «Латеральный маркетинг».
Нешаблонное мышление и Латеральный маркетинг, процесс
Процесс творческого мышления по де Боно представляет собой последовательность из трех простых шагов
1. Выбрать фокус.
2. Сместить фокус (произвести латеральный сдвиг) для генерирования стимула.
3. Установить связь.
Фокусом может быть любой объект, на котором нужно сконцентрироваться, — например, проблема, требующая решения, поставленная цель или обычный предмет, такой как «цветок». Смещение (латеральный сдвиг) — это прерывание логической цепочки в ее середине. Например, можно сместить утверждение «цветы вянут» и получить «цветы, которые никогда не вянут» (см. рис. А.). «Смещенная» идея может иметь смысл, а может, и не иметь его, но она, безусловно, заставит задуматься.
Смещение фокуса обычно приводит к нарушению связи, образованию некоего разрыва. В нашем примере разрыв возникает между понятиями «цветок» и «не вянет» (см. рис. Б.). Этот разрыв, представляющийся проблемой, — в действительности источник творчества, наш стимул. Потому, что если предъявить сознанию две никак не связанных друг с другом идеи, мышление попытается преобразовать их так, чтобы между ними обнаружилась логическая связь.
Так, в нашем примере нужно так преобразовать понятие «цветок», чтобы оно перестало противоречить идее «никогда не завянет». Для этого нам понадобится что-то изменить, в противном случае мы не сумеем связать два элемента. Если спросить себя: при каких обстоятельствах цветок не завянет? Очевидно, этого не произойдет, если он сделан из ткани или пластика. Мы пришли к новой идее — «искусственный цветок». Связь установлена, и разрыв ликвидирован (см. рис. В.).
Итак:
• «Цветок» — это фокус.
• «Никогда не вянет» — это смещение одной из характеристик цветка
• Разрыв между понятиями «цветок» и «никогда не вянет» — это стимул.
• Преобразование заключается в изменении материала цветка.
• Связь представляет собой новую идею, или понятие, — «искусственный цветок».
Задним числом все найденные идеи и решения в обязательном порядке получают логическое обоснование. Но сумели ли бы мы найти их, не будь у нас стимулов? Скорее всего, нет. Смещение, т.е. сознательное нарушение логической цепочки, дает нам стимул, который не может выработать логическое мышление. Именно поэтому стимулы — необходимый элемент для формирования новых идей.
В этой связи хочу вспомнить тренинги, которые приводит Тина Силиг (Tina Seelig) в книге «Сделай себя сам». Она рекомендует при поиске решения какой-то проблемы взять случайный предмет и мысленно найти условия при которых это предмет может быть использован при решении проблемы. Полезны могут быть упражнения типа приведенных тут «Перпендикулярное техническое задание».
В завершение, нешаблонное мышление не заменяет шаблонное (логическое, рациональное). Они идут «рука об руку». Но если делать все «по стандарту», то мы получим «стандартное решение». Очень часто хочется иметь что-то свеженькое, особенно нашим покупателям.
Если появились вопросы или мнение, то пишите. Если написанное показалось интересным, то делитесь прочитанным с товарищами.
4 комментария. Оставить новый
Алексей Васильевич,
Спасибо за статью – картинка про цветок, что не вянет сама целой статьи стоит! Начну практиковать “латеральный сдвиг” – действенный прием для взгляда на решения под необычным углом. Ну и от рутины отвлечься – за кипой пояснительных\служебных записок, справок и технико-экономических обоснований чувствуешь себя роботом, печатающим разные клише, повторяющиеся изо дня в день. Сознательное нарушение логической цепочки – как струя свежего воздуха в рутину. Пока вижу одни плюсы от предложенного приема – действенность покажет будущее!
Иначе можно сказать или назвать это – Умение сломать стереотипы. Часто можно услышать фразу : “Давайте покреативим и дадим нестандартную идею, решение” – для многих это почти невозможно, уж так они завязаны на шаблонном и считают, что “креатив” – одно баловство, хотя именно так рождается новое.
Прочитав статью, взяла на заметку и ситуация не заставила себя ждать, оказалось, что даже в обычной жизни, приходится стимулировать сотрудников и коллег, для того, чтобы “сломать” ситуацию изменить сложившуюся. Привела пример из статьи, все поняли о чём речь. Спасибо автору.
Алексей Васильевич, други примеры у Вас в приведены в посте Креативные идеи http://www.dekanblog.ru/kreativnye-idei/
Спасибо
Сегодня в FB наткнулся на фото, прекрасная иллюстрация нешаблонного мышления. Календарь и спички, что может быть более не совместимо? А ведь нашелся человек, который совместил. Не просто совместил, а совместил со смыслом!
После того, как он это сделал. Всем понятна логика.