Рыночная ниша, модель ниши и др. понятие на слуху, однако, понятие ниши не определено. Мне пришлось заняться поиском определения термина «рыночная ниша». Удалось найти множество дефиниций, приведенных широко известными классиками маркетинга и широко известными в узких кругах специалистами. Не буду их все перечислять, смею заверить, что этих определений тьма. Причем все они всегда страдают ограниченностью и не всегда определенностью. Главный недостаток их в том, что определения не дают четкой границы между «сегментом» рынка и «рыночной нишей». Наконец, попалась внятная, с моей точки зрения, модель ниши.
Модель ниши и понятие ниши
Цитирую: «Ниша рынка, как и любая ниша вообще, уже по определению есть нечто небольшое, по крайней мере, незаметное на первый взгляд. Ниши изначально меньше по размерам, чем сегменты; как правило, их занимает одна компания или малое число компаний. Кроме того, целесообразно выделить следующее отличие ниши от сегмента. Рыночные ниши часто зарождаются на стыке рынков или рыночных сегментов, фиксируя формирование новой или изменение конфигурации существующей потребности. Вместе с тем они могут возникать и внутри отдельных сегментов, когда компании, обслуживающие какой-либо сегмент, не могут в полной мере удовлетворить своих потребителей (модель ниши на рисунке).»
Цитирую: «Рыночная ниша – это свободная от интенсивной конкуренции относительно небольшая часть рынка, состоящая из потребителей со схожими специфическими потребностями и запросами, которые на данный момент не могут быть удовлетворены в полной мере существующими рыночными продуктами и удовлетворение которых возможно с более высокой (по сравнению со всем рынком) нормой прибыли».
Пересказываю: Строго говоря, новая рыночная ниша для компании должна характеризоваться большим набором признаков, которые в значительной степени аналогичны требованиям к рыночным сегментам, но ряд критериев характерен только для рыночных ниш:
• неудовлетворенные потребности покупателей, имеющимися на рынке предложениями;
• отсутствие конкуренции или ее невысокая интенсивность;
• более высокая отдача на вложенный капитал по сравнению с рынком в целом.
Мне это все понравилось, планирую использовать в учебных материалах. Но есть загвоздка, кто автор? Цитаты я привел из одной диссертации. Автора я не знаю, а руководителя диссертанта знаю и доверяю. Кстати, позже все тоже самое появилось в другой диссертации, но это уже другая история. Но ни в той, ни в другой диссертации не указано, откуда эта модель ниши. Я так не умею, мне нужна определенность. Пересматривать все литературу, приведенную диссертантами, нет возможности. Поэтому….
Если кто-то встречал что-то подобное, или, еще лучше, знает источник этого рисунка, сообщите. Благодарность моя не будет знать границ (в пределах разумного). Кроме того, по вопросу «ниш» я достаточно подкован, так что, будут вопросы, пишите.
На эту тему ранее: Формирование ниши
2 комментария. Оставить новый
Я для себя в свое время понял “нишу” так
Это сегмент рынка, который в силу специфических потребностей не имеет возможности к бурному росту в долгосрочной перспективе. В силу тех же специфических потребностей имеет к сокращению в неблагоприятные периоды.
В силу того, что сегмент ограничен ростом, он же может быть сравнительно легко оценен с точки зрения суммы дохода.
Но сегмент характеризуется “специфической” потребностью, для которой не характерна массовость, в связи с чем невозможно воспользоваться фактором МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА.
Таким образом, для определения ниши необходимо иметь ДВА условия
1. Ограниченный объем продаж, причем оценка объема продаж разделяется владельцами капитала
2. Ограниченное действие эффекта масштаба производства.
К условия же достаточности ниши я бы отнес эффект ОПЫТА. Так как для специфической потребности нужен мастер, который получается в результате опыта.
Примеры рыночной ниши из моего опыта
– швейцарские часы (большая ниша, но тем не менее ограничена и специфична)
– ювелирные изделия с цветными камнями (спрос есть, но ограничен, и массово не наладишь производство)
Ниша швейцарских часов постоянно под прессом японских часов, гаджетов, теперь мобильных часов и так далее.
Здесь я вижу очень четкую нишу, к тому же в свое время мы пытались оценить перспективы IPO и тогда стало ясно, что акционерам невозможно обеспечить неуклонный рост стоимости акций.
С ювелирным изделиями ниша немного искусственная. Связано это с этим, что вроде спрос есть, а ювелиров нужно “эксплуатировать” либо в массовом производстве, либо в эксклюзивном промысле. Но тем не менее.
Ювелирные изделия с цветными камнями с одной стороны “поджимаются” спросом на бескаменку (цепи, браслета, кольца без вставок), а с другой стороны спросом на бриллианты, природных жемчуг и драгоценные камни типа александрита.
Я думаю, что есть рыночные ниши, например, в сфере высококачественных аудиосистем. Фанатов мало, но и предложения то же ограничено. И опыт работы со звуком имеет решающее значение.
Вопрос: а как обстоит дело с нишами на рынке бизнес-образования?
Николай, комментарий почему-то попал в спам. Только сейчас я его там обнаружил. Но слава богу обнаружил.
С Вашими размышлениями я согласен. Но есть еще одно обязательное условие для ниши – отсутствие конкурентов вообще или очень слабая конкуренция. Кстати так всегда бывает с новыми товарами. На стадии выведения новинки конкурентов нет, Фактически это ниша, но очень скоро эта ниша превращается в массовый рынок. Растет конкуренция и появляются модификации товаров. Есть ниши, которые сохраняются на длительные годы, хотя растут масштабы. Например, Джонсон и Джонсон, Ваш пример с часами. В этом случае ниша защищена качеством и способностями (опытом) нишевика.
Полагаю, что дистанционное образование еще лет 5 тому назад было шишей. Но сейчас оно переходит в массовый рынок и становится “пухлым” сегментом. Духовное образование (в смысле церковное) длительное время существует в нише, лишь в последнее его пытаются привить в школы и сделать массовым. В настоящее время, с моей точки зрения, к нишам можно отнести индивидуальное обучение. Конечно давно известно репетиторство, в ходу коучинг. Но кто-то учит жить, кто-то работать, кто-то учит астролябии и т.д. У каждого коуча своя ниша.