«Левада центр» в июле 2013 года провел опрос среди городского и сельского населения в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Пресс-релиз тут «Россияне о плагиате и шпаргалках». Пресс-релиз достаточно короткий и не сопровождается анализом. Однако тема, в преддверии нового учебного года, актуальна. Поэтому предлагаю порассуждать самим. Результаты на рисунках.
О плагиате и шпаргалках
Для упрощения, результаты я несколько переработал. В частности, при опросе авторы давали больше возможности респондентам в выборе ответа. На рисунке слева ответ «Да» включает ответы «Определенно да» и «Скорее да». Ответ «Нет» включает ответы «Скорее нет» и «Определенно нет». Ответы «Затрудняюсь ответить» мною не учитывались. Напомню, что при подобных опросах в качестве респондентов привлекались люди разных слоев населения. Т.е. это усредненное мнение. В такой редакции данные свидетельствуют о единодушном неприятии россиянами плагиата в среде чиновников и научных работников.
На втором рисунке так же использовалось упрощение данных. Ответ «Допустимо» включает ответы «Вполне допустимо» и «В целом допустимо». Ответ «Предосудительно» включает ответы «В целом предосудительно» и «Крайне предосудительно». Ответы «Затрудняюсь ответить» и в этом случае не учитывались.
Эти данные в какой-то степени коррелируют с первым рисунком. Но только «в какой-то степени». Число противников дипломов и диссертаций за деньги велико, но число тех, кто считает допустимым не честные способы получения дипломов, свидетельств и оценок во время учебы растет от вопроса к вопросу (сверху вниз). Причем большинство россиян (55%) прощает шпаргалки в учебе. Это считается нормально.
По результатам Левада-центр подводит итог исследованиям: Большинство россиян (55%) прощает шпаргалки в учебе, но не плагиат в науке. Мне представляется, что этот вывод очень прост и не отражает реальную ситуацию. Депутаты и соискатели на получение научной степени для тех, кто принимал участие в опросе, это если не инопланетяне, так пугало огородное. Во всяком случае, для большинства опрошенных не родственники, и не дети. Поэтому «ату их!». Левада-центр констатирует, что 83 процента россиян считают, что чиновников и депутатов, попавшихся на плагиате в диссертациях, надо выгонять с работы. А если сформулировать вопрос более конкретно. Ваш родственник попался на плагиате, будете Вы его гнать с работы? Мы (россияне) прощаем все себе и своим близким, если мой отпрыск пользуется шпаргалкой, так это нормально. Если купил диплом о высшем образовании, это то же нормально. Даже если допустил плагиат, я стерплю, если это мой сотоварищ. А остальным «низя….».
Такие черные мысли о плагиате навеял пресс-релиз Левада-центра.
6 комментариев. Оставить новый
На мой взгляд, плагиат – это воровство, т.е. присвоение чужой собственности (мыслей, произведений, исследований). А это не допустимо. Хочешь использовать чужой труд (мысли) делай ссылку, не можешь думать сам, не мучайся и не обманывай других. Другое дело, как относиться к параллельным открытиям, например: изобретение беспроводной передачи информации русского ученого А.С.Попова и итальянского радиотехника Г.Маркони?
Что касается шпоргалок, когда пишешь шпоры, не пытаешься выдать это за свое, как правило пишут шпоры из общедоступных источников, и, если ты знаешь где и что найти, согласно заданию, то это на мой взгляд говорит о наличии знаний, а не наоборот. На мой взгляд, написание шпор помогает систематизировать изучаемый материал.
С уважением,
Светлана
Знания есть или их нет.
Навыки есть или их нет.
Способ приобретения знаний и навыков имеет значение?
Мое мнение такое. Если чиновник сумел “списать”, “защитить” и это способствовало распространению знанию – это нейтрально. А если сумел реализовать, что списал и защитил с пользой для “народного хозяйства”, достойно похвалы, но с укором конечно. И объявлением первооткрывателя.
В математике много “списывают” друг у друга – и ничего. И часто теоремы называют фамилиями не тех, кто первый открыл, а кто удачно “реализовал”.
Вот недавняя история с Перельманом. Так до сих пор не понятно, кто у кого списывал: наш у китайца, или китаец у нашего. Нет, нам русским, конечно, все понятно – китаец у нашего! Но американцы сомневаются…
Человеку, даже если он математик, свойственно все человеческое.
Интересно, что в этом же исследовании 69% ответили, что не знают в чем суть скандалов или вообще не слышали об этом.
А в свете большой разности доходов (вот, например: http://www.e-xecutive.ru/career/labormarket/1859079/index.php?ID=1859079) можно предположить. что слова “депутат государственной думы” и “чиновник” у многих уже сами по себе вызывают негатив.
Кроме того, вопросы задевают моральные и законодательные нормы. Все равно, что спросить, допустимо ли продавать наркотики в стране, где они запрещены? Допустимо ли нарушать правила?
Ну и полностью согласна с вполне понятным “если очень хочется, то можно, но только мне, остальным нииизя!”
Учитывая все это, результат опроса очень предсказуем, на мой взгляд. Тогда, спрашивается, в чем была цель?
Насчет шпаргалок ответы порадовали. Просто шпаргалки можно, а на ЕГЭ нельзя. ЕГЭ – это тоже степень, подтверждение статуса, к которому более серьезное отношение у респондентов. Думаю, так и должно быть.
При всем уважении, полагаю несколько другую интерпретацию данных соционаблюдений. Согласен, что простить себе и близким списывание и шпоры конечно проще, всегда можно сослаться на плохую память или что “… мне это никогда в жизни не пригодиться, а сдавать заставляют”, я сам никогда не пользовался этим (когда память была хорошая ;)), но может и простил бы это, чуть чуть. Кстати благодарен тем преподавателям которые разрешали пользоваться любой литературой на экзамене – если ты умеешь ей пользоваться, но это отдельная история.
А вот плагиат, и то как предлагают за него карать, совсем другая “статья”. Если в “шпоре”, подсмотрел общеизвестную вещь которую, надеюсь, знал, но забыл…. то плагиат – конечно же присвоение чужого интеллектуального труда и кем, человеком, которому необходимо применять и развивать свой интеллект каждый день, поскольку, говоря серьезно – чиновники и депутаты это несомненно пролетарии умственного труда, т.е. плагиат – это фактические самодонос, о проф непригодности.
Поэтому (по моему мнению) такова и реакция большинства.
И третье, видимо то, что беспокоит Автора блога, не приводит ли попустительство в списывании, в последствии к плагиату… все таки думаю не всякий шпаргальщик опустится до плагиата, другое дело – если в обществе распространится настрой, что экзамен (или защита диссертации) ничто – т.е. оторваны от жизни, лишь бы его их пройти и желательно с меньшими проблемами, то мы в глубокой… помойке, поскольку обучение ничего не прибавляет к жизненному успеху индивида и общества.
Владислав, я придерживаюсь того же мнения, на экзамене можно пользоваться всем. Все знать невозможно, но надо знать где найти нужное. Кроме того, у аттестующего всегда есть возможность с помощью наводящих вопросов выявить самостоятельность мышления и понимание вопроса. В части трактовки результатов, Ваша трактовка тоже возможна, кто знает что реально люди думают, соц опросы дают ответ на вопрос, который ставят исследователи. Но мне видится за этим такая логика мышления людей: а)не честно по чуть чуть – возможно, а по большому – ниизя! б)если очень хочется, то можно, но только мне, остальным нииизя!
Я таак думаю!
АВМ