Последние годы проявились два подхода к построению рейтингов МВА. Рейтинг, которые выстраивает журнал «Секрет фирмы», и так называемый «народный рейтинг», который готовит портал «МВА в Москве и России». Методики построения рейтингов МВА различаются. Если “Секрет фирмы” запрашивает у школ адресную информацию, а затем рассылает анкеты, то на «МВА в Москве и России» устраивается опрос непосредственно на портале в течение определенного времени. Обе методики не обеспечивают полную объективность и достоверность, тем не менее, демонстрируют общую картину. Заинтересованным предлагаю пройти по ссылкам, самостоятельно сопоставить результаты и сделать выводы.
Рейтинг МВА и народный рейтинг МВА
Рейтинг от «Секрет фирмы» см. тут: Академический отпуск.
Рейтинг от портала «МВА в Москве и России» см. тут: Пока на “четверку”.
Меня же интересует вопрос рейтингов МВА с маркетинговой точки зрения. В этом смысле рейтинг от «Секрета фирмы» более информативен. Еще в 2010 году я позволил себе применить традиционный маркетинговый подход к оценке ситуации на рынке программ МВА. В публикации «VEL школ МВА» показана картина соотношения цены и воспринимаемого качества для рынка. С определенной оговоркой, данные для этого в рейтингах есть. Результаты показали значительный разброс результатов. Кроме того, отмечается значимое количество школ, которые предлагают программу за «бешенные деньги», но не имеют благосклонного отношения своих слушателей. Данные за 2011 год приведены тут: «Цена и ценность программ МВА». Эти построения показали, что качественно картина не изменилась. В этом году я решил в качестве эксперимента повторить тоже самое, но по данным 2013 года. Результаты ниже. Кстати, напомню, что результаты априори приняты достоверными, хотя судя по методикам они «чистыми» в принципе быть не могут.
Конкретные школы, «запрятанные» за номерами см тут: «Таблица коммерсант»
Важно отметить сходство этих результатов с предыдущими. Громадный разброс цен. Где Вы видели на рынках разброс цен в 4 раза за один и тот же продукт? Поскольку суть программы одна и та же, то, следовательно, значимо отличаются ценовые политики руководства школы. Обратите внимание, оценка слушателями школ 7 и 8 лишь незначительно выше, чем школ 9, 10, 11, 12, 13 но разница в цене 200 тыс. рубл.(!) Другое сопоставление, разница в цене между школой 1 и школами 9, 10, 11, 12, 13 незначительная, но зато разница в оценке слушателей колоссальная. Невольно напрашивается вопрос, за что платятся деньги? Стоимость программы не отражает восприятие результатов обучения слушателями.
Я часто читаю высказывания специалистов образовательного сообщества, что хорошее образование не может стоить «дешево». Это верно, слово «дешево» из-за его двойного смысла не подходит, но не дорогим оно может быть и должно быть. Кампус в Москве, аккредитация в престижном западном обществе, профессора с мировым именем, издание собственных учебников по все дисциплинам, жесткая система контроля за процессом обучения. Все это здорово, но это мало сказывается на конечном результате.
Взрослый человек учится сам. Ему в этом надо помогать, причем лекции, в настоящее время уже не являются главным элементом обучения, хотя я лично считаю, что этот элемент должен существовать обязательно. Поэтому для того, что бы помочь слушателю разобраться с пятью силами по Портеру самого Портера звать не надо. Его можно и нужно пригласить на часовую лекцию и показать слушателям как икону.
В связи с этими изысканиями по цене и ценности и рейтингов МВА рождается мысль. По сути дела мы должны иметь две разные программы. Массовая программа классический МВА это набор знаний и умений для наемного менеджера. Эта программа не может предусматривать воспитания Лидера и Предпринимателя с большой буквы. Это обязательные для современного человека знания строительства и функционирования бизнеса, в том числе и лидерские качества, понимание стартапов . Такая программа должна быть доступной по цене для работающих молодых людей, у которых помимо обязательств по плате за обучение есть еще семья и другие долговые обязательства. Другая программа, это программа воспитания предпринимателя, это отдельная песня. Мне трудно сказать сколько может стоить такая программа, поскольку она должна строится по другому. Что-то схожее с подготовкой творческих людей. Например, школа студия МХАТ, мастерская П. Фоменко и др. Это мысли, родившиеся при построении зависимости цена-ценность, которые боюсь, что никто и не услышит.
А в качестве совета потенциальным слушателям МВА рекомендую, увидев стоимость программы в поллимона и выше подумайте, а Ваша ли это программа? Стоит ли платить такие деньги, учиться то все равно придется самому?
4 комментария. Оставить новый
Да, сейчас ввиду разнообразия возможности получать знания, динамичности самой среды, о которой эти знания предоставляются, делают сомнительным некоторые “очевидные истины”, относительно бизнес образования.
Все таки, сейчас, продавцы МВА, к себестоимости процесса “образования” (технической, информационной, Преподавателя) добавляют стоимость “билета в высшее общество”, по большей части поддельного (и билетов и обществ)+ цена бумаги с “Гознака”, но эти замки миражи уже рушатся, экономику этого рынка, ждут потрясения.
Одни вебинары АВМ, тому предвестник.
точно, ошибся, два раза одну и тоже привел.Я хотел обратить внимание на вебинар:
“Стратегия в условиях неопределенности.” Стратегия в условиях неопределенности базируется на стратегическом мышлении, аналитических методах и практических приемах.
http://b12543.vr.mirapolis.ru/mira/Do?s=dtbvMTUHwCK5qxaIrfwgs=bIvkQAcazAQ5g8cb6ytA&doaction=GoToFrameAction&id=6&type=LightWeightRegistrationFrame
Очень качественный анализ.
Главное это конечно самообразование, но под эгидой опытных преподавателей и в заданных рамках и сроках. Time – management является важной составной частью этого процесса.
По-хорошему данную статью надо посылать изучать, всем потенциальным слушателям MBA.
Но справедливости ради, необходимо отметить, что какие бы результаты обучения MBA не были бы, 100% «+» для личного самообразования, систематизации своего опыта бизнес.
Ну, или отравлять их по данной ссылке для самостоятельного изучения.
Вместе с тем данную статью целесообразно рассматривать одновременно и вместе со статьей «Можно ли учить предпринимательству?» http://avmdekan.tmweb.ru/mozhno-li-uchit-predprinimatelstvu/
А особенно важно принимать во внимание при принятии решения об обучении прошедший интересный вебинар: http://avmdekan.tmweb.ru/mozhno-li-uchit-predprinimatelstvu/
Связано это с тем, что при неопределенности внешней среды («E» и «P»), правильно применить и воспользоваться результатами будет затруднительно. Обучаться лучше при планировании положительного повышательного тренда, прежде всего мировой «E», а то тут уже два года подряд (осенью 2012, 2013) идут политические дискуссии (вызывающие ожидания, сомнения всех инвесторов) в Вашингтоне о возможном потенциальном дефолте США.
Алексей,
возможно, Вы имели ввиду другую ссылку, какую?
АВМ