Это надо прочитать каждому, даже если Вы не замечены в явной или не явной глупости. Статья написана Александром Павловичем Репьевым, которые известен как стойкий борец с наследием Филиппа Котлера и “Вау” подходом Игоря Мана в Маркетинге. Суть статьи в том, что не следует слепо принимать на веру все то, что выдают классики в области маркетинга. Надо развивать свою точку зрения. Лозунг статьи – Сомневайтесь. Думать надо. Статья выложена по данной ссылке “Эффект явной глупости”, хотя прочитать её можно и непосредственно на сайте Александра Павловича. Выложил для того, что бы расширить круг читателей и для того, что бы она была у меня всегда под рукой. Уж больно это мнение значимо как для преподавателя, так и для слушателей.
Как понимать эффект глупости
Для преподавателя надо понимать, что надо не пичкать информацией слушателей, а научить их думать и формировать свое мнение (что, кстати, значительно труднее). Александр Павлович безусловно прав в в лозунге Всегда сомневайтесь. Тем не менее, а это уже мое мнение, требуется давать возможность познакомится и с Котлером, и с Маном, и с Репьевым, да и свое мнение не лениться высказывать.
Для слушателя статья значима хотя бы потому, что подчеркивает народную мудрость “Не все золото, что блестит”. Более того, для того, что бы найти грамм руды, надо перекопать гору. Это важно, поскольку у молодежи растут потребительские настроения в образовании. Это проявляется в желании получить готовый “штампованный” ответ на все вопросы.
Коротко, в телеграфном стиле, мнение Александра Павловича сводится к следующему:
-ЭЯГ стадное чувство, своеобразный эффект толпы;
-Маркетинг – это заповедник ЭЯГ;
-Особо рьяно ЭЯГ-мертвячину (имеется ввиду пустые теоретические положения) защищают некоторые преподаватели маркетинга;
-В маркетинге можно верить своему и чужому положительному опыту, своим и чужим проанализированным и объясненным ошибкам.
Как напутствие мнение завершается рекомендацией – всегда сомневайтесь.
Очень надеюсь, что читатели познакомятся с данным мнением и выскажут свое мнение. Ваше мнение очень важно.
6 комментариев. Оставить новый
Не знаю чем ему Котлер не понравился. На мою (пусть и относительно скромную), но практику, он ложится очень точно
Претензии же к Игорю Манну разделяю полностью
Николай,
Вы пишете:
“Статья не выдерживает критериев, предъявляемый к конструктивному спору. Нет ни одного корректного аргумента.
Поэтому я ничего не мог и до сих пор не могу вынести ценного из потока некорректных аргументов Александра Павловича — в чем же неправ Котлер и его сторонники.”
Если бы мне пришлось приводить хотя бы несколько процентов гениальных примеров ЭЯГ, то статья бы превратилась в книгу.
В моей статье ВНИМАТЕЛЬНЫЙ читатель встретит несколько ссылок на тексты, показывающие всю неправоту Котлера “и его сторонников”. На моем сайте их еще больше.
Специально для таких, как Вы, в конце статьи я добавил:
ПРИМЕРЫ ЭЯГ
В моих статьях и рецензиях читатель встретит массу конкретных примеров анализа ЭЯГ.
Их много, очень МНОГО!
Вот только некоторые из них:
«Думают ли маркетинговые академисты?»
«Примеры мышления маркетинговых академистов»
«Котлер и котлероиды»
«Авгиевы конюшни классического маркетинга»
Рецензия:
«22 непреложных закона маркетинга»
И т.д.
Александр Павлович,
очень рад что откликнулись именно Вы. Я с Вами на 100% согласен, действительно необходимо понимать ограниченность моделей и подходов, в том числе изложенные в книгах Котлера. Модель, это упрощенное представление объекта. Поэтому не следует им отводить предписывающую роль. Но вы ведь не только это предлагаете, Вы предлагаете Котлера (его работы) сжечь, объявить вне закона? Почему, только потому, что это Котлер? Модет быть я не верно понимаю Вашу позицию? Если сочтете возможным, поясните.
С уважением
А.В.Мурзинов
Ну что сказать по поводу статьи Александра Павловича, Имел случай слушать его.
Статья не выдерживает критериев, предъявляемый к конструктивному спору. Нет ни одного корректного аргумента.
Поэтому я ничего не мог и до сих пор не могу вынести ценного из потока некорректных аргументов Александра Павловича – в чем же неправ Котлер и его сторонники.
Насчет же принципа явной глупости – в теории науки он отвечает более развернутым принципам скептического подхода к гипотезам, к теориям, к догмам.
В числе принципов – например, принцип “бритва Оккама”.
Ну и наконец, по Попперу истинной считается только фальсифицируемая наука. Так что товарищ Репьев получается “льет воду на мельницу Котлеру”.
Для справки приведу цитату о аргументации в споре.
Эту справку и статью Репьева можно использовать для тренировки навыков идентификации некорректных аргументов. Это навык весьма полезен при чтении полемических статей, при ведении споров ради истины, а не ради препровождения времени.
———
Спорят, а аргументов не приводят! А между тем
АРГУМЕНТ (лат. argumentum)
– суждение (или совокупность взаимосвязанных суждений), посредством которого обосновывается истинность какого-либо другого суждения (или теории). При доказательстве некоторого суждения АРГУМЕНТЫ. являются основаниями, или посылками, из которых логически следует доказываемое суждение.
Аргументы, используемые в процессе доказательства суждения, должны удовлетворять следующим правилам:
1. Аргументы должны быть истинными суждениями.
2. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых устанавливается независимо от тезиса.
3. Аргументы должны быть достаточным основанием для доказываемого тезиса.
Нарушение указанных правил приводит к различным логическим ошибкам, делающим доказательство некорректным.
Аргументы, используемые в дискуссии, споре, могут быть разделены на два вида:
• ad rem (к существу дела)
• ad hominem (к человеку).
Аргументы первого вида имеют отношение к обсуждаемому вопросу и направлены на обоснование истинности доказываемого положения.
Аргументы второго вида не относятся к существу дела и используются лишь для того, чтобы одержать победу в полемике, в споре.
С точки зрения логики аргументы второго вида некорректны и не могут быть использованы в дискуссии, участники которой стремятся к выяснению и обоснованию истины.
Наиболее распространенными разновидностями их являются следующие:
– Аргументы к авторитету – ссылка на высказывания или мнения великих ученых, общественных деятелей, писателей и т. д. в поддержку своего тезиса. Такая ссылка может показаться вполне допустимой, однако она некорректна. Дело в том, что человек, получивший признание благодаря своей успешной деятельности в некоторой одной области, не может быть столь же авторитетен во всех других областях. Поэтому его мнение, выходящее за пределы той области, в которой он работал, вполне может оказаться ошибочным. Кроме того, даже в той области, в которой творил великий человек, далеко не все его высказывания или мнения безусловно верны. Поэтому ссылка на то, что такой-то человек придерживался такого-то мнения, ничего не говорит об истинности этого мнения. Аргументы к авторитету имеет множество разнообразных форм: апеллируют к авторитету общественного мнения, к авторитету аудитории, к авторитету противника и даже к собственному авторитету. Иногда изобретают вымышленные авторитеты или приписывают реальным авторитетам такие суждения, которых они никогда не высказывали.
– Аргументы к публике – ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей. Человек, пользующийся таким аргументом, обращается уже не к своему оппоненту, а к присутствующим, стремясь привлечь их на свою сторону и с их помощью оказать психологическое давление на противника. Одна из наиболее эффективных разновидностей аргумента к публике – ссылка на материальные интересы присутствующих; если удается показать, что отстаиваемый оппонентом тезис затрагивает материальное положение, доходы и т. п. – дело сделано!
– Аргументы к личности – ссылка на личностные особенности оппонента, его вкусы, внешность, достоинства или недостатки. Использование этого аргумента. ведет к тому, что предмет спора остается в стороне, а предметом обсуждения оказывается личность оппонента, причем обычно в негативном освещении.
– Аргументы к тщеславию – расточение неумеренных похвал противнику в надежде, что, тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей. Штампы: “не подлежит сомнению глубокая эрудиция оппонента”, “как человек выдающихся достоинств, оппонент…”.
– Аргументы к силе – угроза неприятными последствиями, в частности угроза применения насилия. Однако следует помнить о том, что согласие, вырванное под угрозой насилия, ничего не стоит и ни к чему не обязывает согласившегося.
– Аргументы к жалости – возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия.
– Аргументы к невежеству – использование фактов и положений, неизвестных оппоненту, ссылка на сочинения, которые он заведомо не читал. Люди часто не хотят признаваться в том, что они чего-то не знают, им представляется, что этим они роняют свое достоинство. В споре с такими людьми аргументы к невежеству иногда действует безотказно. Однако если не бояться показаться невежественным и попросить оппонента рассказать подробнее о том, на что он ссылается, может выясниться, что его ссылка не имеет никакого отношения к предмету спора.
Спорите? Придерживайтесь правил! Если спорите о истине, конечно, а не о ценностях.
Супер…!!! Здравый смысл – венец всему! Конечно же знания -сила, но опыт – “сын ошибок трудных” – прибыль…)) (ненавязчиво родился слоган “Знания – сила, а навыки- прибыль!”) )))
Так-то оно так, но всё напридуманное в прошлом (матрицы, подходы) это туфта? Все побоку? Именно на это намекает АП в этой публикации и четко говорит в предыдущих. На эти публикации у него есть ссылки.
АВМ