Интересная картина вырисовывается с человечески интеллектом. Как хорошо известно, коэффициент интеллекта (IQ) из года в год, из поколения в поколение растет, в какой-то стране быстрее, в какой-то медленнее, но растет. Этот эффект (так называемый Эффект Флинна) можно интерпретировать как постепенное, массовое «поумнение» человечества. Вы скажете «Ну и слава богу!», что тут такого необычного, «жить стало лучше, жить стало веселей» по сравнению с временами «царя Гороха», тем более с временами «Пети Кантропа». Оно-то конечно, но при этом в статье «The Creativity Crisis» отмечается, что одновременно выявляется и другая тенденция. Творческий интеллект (CQ, так называемый тест Торренса ) со временем падает. Данные относятся к американскому обществу, но, предполагаю, что у нас дело не лучше. Просто у нас его никто не измеряет.
Почему? Не понятно. Во-первых, социальные изменения в обществе должны способствовать творчеству. Во-вторых, человечество высоко оценивает достижения изобретателей и творческих людей, чьи идеи изменили наш мир. Мы чествуем величайших художников и новаторов от Ван Гога до Стива Джобса. Кроме того, на каждом шагу нас поджидают лозунги о том, что наше творчество будет замечено и, что если у нас есть хорошие идеи, мы добьемся успеха.
В совершенно случайно попавшей ко мне статье (Inside the Box) автор, опираясь на мнения многих исследователей, суммирует: Это все ложь. К творческому мышлению и его воспитанию отношение у «умного» человечества предвзятое. Даже люди, которые говорят, что они ищут творческое и необычное негативно реагируют на творческие идеи. Причина в том, что неотъемлемой частью новых идей является Неопределенность. А люди стремятся его избежать. Автор подчеркивает мнение многих: «все, с кем я говорил, сошлись в одном − скромные идеи имеют гораздо больше шансов быть принятыми, чем замечательные и прорывные».
Все начинается в школе и вузах. Исследования показывают, что преподаватели в подавляющем большинстве случаев дискриминируют творческих студентов в глазах остальных, выражающих большую готовность следовать указаниям и делать то, что им говорят. Продолжается на работе, внедрить даже небольшое, но неожиданное и эффективное решение бывает много сложнее, чем привычное, пусть и очень дорогостоящее изменение.
Творческий интеллект падает из-за неприятия человеком творческих идей
После прочтения статьи и мнений, связанных с этим, рождаются рекомендации:
− надо учить и детей, и студентов, и взрослых жить в условиях неопределенности (см. тут: Толерантность к неопределённости);
− если Ваша идея, творческое решение отвергнуто, то это не окончательный приговор, надо относиться к этому как к неизбежной тренировке ума на выносливость. Творческие идеи требует много времени, прежде чем будут приняты. Чем лучше идея, тем больше времени это может занять.
− надо учить творчеству (креативности) в бизнесе. Я к этому тщательно готовлюсь и, надеюсь, скоро мы с Вами все-таки увидимся по этому поводу. В так называемых творческих профессиях учителей и без меня хватает. Следите за рекламой.
Успешного завершения этого года всем.
5 комментариев. Оставить новый
Господа!
Тест Торренса применяется!
Я лично участвовала в качестве руководителя экспертной группы в Украине по программе “Step by step”. Программа предусматривала тестирование детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Сам тест в его вариации для детей несложный. Суть: что можно сделать из картонных коробок, как можно усовершенствовать игрушку (обезьянку). Все предложенные варианты записываются на бланк, обрабатываются.
Общий итог был таков: украинские дети более креативные, чем американские.
Это так!!!
С уважением,
Ирина
Тони Бьюзен насчитывает целых 10 интеллектов. И как показывает автор, один интеллект дополняет (усиливает) другой. И для того чтобы хорошая творческая идея дала корни при сильном неприятии этой самой идеи окружением (социумом), необходимо обладать достаточным эмоциональным, социальным, физическим, личностным интеллектом. Т.е. быть сильной и развитой личностью.
По поводу креативности в бизнесе: эволюция продолжается, была самообучающая организация, быть может, мы на пороге зарождения нового вида – креативной организации или я, что-то упустил…..
“В бизнесе всегда есть мето «подвигу»,” конечно есть, особенно сейчас.
И главное безусловно это стратегия (последний абзац16 декабря 2013 в 10:14), т.к. она выше операционной деятельности, но к сожалению, именно макро (мировая, РФ) среда (“Е”, “P”) сейчас не определены и волатильны.
М.б. поэтому стандартные методы уже не могут дать прорыв. Кризис это не только крах, но и время возможностей….
«в условиях неопределенности» 100% верно, не зря так были популярны (относительно) темы конца света, апокалипсиса, бюджетного кризиса в США и подобных негативных сценариев.
“творчеству (креативности) в бизнесе” скорее в бизнесе надо учить к созданию креативного и принципиально нового направления в бизнесе/продукте “Новые способы ведения коммерческой деятельности”, «Новый товар” “Новый старый товар” “Новый рынок”, что относится к «Проектированию товаров и услуг» операционного менеджмента.
А для создания надо вернуться к альтернативному переосмысливанию богатой истории и теоретической части. Но это, прежде всего, будет зависеть от новой стратегической парадигмы, а все ведущие компании и страны миры действуют по старым теоретическим парадигмам. Нового коммунизма, как К. Маркс, ф. Энгельс еще никто не придумал и не огласил, хотя “Арабскую весну” с натяжкой можно отнести к новой стратегии.
Алексей,
Творчество в бизнесе не только прерогатива операционного менеджмента, но и стратегического, инвестиционного и прочего менеджмента. В бизнесе всегда есть мето “подвигу”, в смысле творчеству или креативности. Это мое мнение.
АВМ