Оговорюсь, будем «препарировать творческий процесс» не вообще, а используя модель творчества. Художники, писатели, музыканты тут не причем. Нас будет интересовать менеджер и те идеи и решения, которые он принимает и реализовывает. Кроме того, «препарировать» будем на вебинаре, который состоится 07 апреля (понедельник) в 20-00 по Москве. Ссылку на вебинар получат все, кто подписан на рассылку «Вебинары». Подписаться можно тут: Вебинары предстоящие (ссылка не актуальна). Напоминаю, все вебинары бесплатные. В преддверие этого вебинара опишу некоторые вопросы, которые будут рассматриваться на нем.
Одно из распространенных представлений о творчестве описывается компонентной теорией творчества [Teresa M. Amabile]. Напомню, что творчество требует слияния четырех компонентов: внутренняя мотивация; высокий уровень знаний отрасли; мастерство в использовании творческого мышления; среда с высоким содержанием опор для творчества. См. тут «Компоненты творчества».
Суть творческого процесса и Модель творчества Graham Wallas
Однако одной из первых моделей, описывающих творческий процесс, была четырех этапная модель творчества [Graham Wallas]. Wallas полагал, что творческий процесс можно охарактеризовать как серию из четырех этапов:
Подготовительный (Preparation): Для решения проблемы сознание человека фокусируется на проблеме и рассматривает имеющиеся ресурсы для решения проблемы. Это этап накопления интеллектуальных ресурсов, которых могут быть использованы для построения новых идей. Своеобразная подготовка психической почвы для посева семян.
Инкубационный (Incubation): Опираясь на эти ресурсы, рассмотрение проблемы интернализуется и становится в значительной степени подсознательной деятельностью. На этом этапе идет период бессознательной обработки, в течение которого прямые усилия по решению проблемы не прикладываются.
Озарение (Illumination): Возможные решения проблемы переходят от подсознания к сознательной мысли. Это момент прозрения и оптимизма. Кстати, Wallas утверждает, что озарение не может быть актом по принуждению.
Проверка (Verification): Идеи, решения тестируются на жизнеспособность и готовятся к применению. Данный этап, в отличие от второго и третьего, характеризуются сознательными и преднамеренными усилиями по проверке правильности идеи и приданию ей окончательной формы. Все, что было до того, плоды бессознательной работы, являются отправной точкой для этой сознательной деятельности.
Подчеркнем, что все этапы взаимодействуют и не существует в изоляции от остальных. Творческий процесс является сложной машиной из бесчисленных, постоянно движущихся частей. Эта взаимосвязь показана на рисунке стрелками. Тем не менее, четыре стадии (подготовка, инкубация, озарение, и подготовка конечного результата) в целом можно отличить друг от друга.
Модифицированный творческий процесс
Есть много модификаций модели Wallas. Остановлюсь на одной, в большей степени пригодной для описания творческого процесса в бизнесе. Эта модель, как мне представляется, наиболее подходит для «препарирования» [Zimmerer, T.W, Scarborough, N.M, Wilson, D]. Данную модель в настоящее время рассматривают и преподают в западных бизнес школах. Отличие, с первого взгляда, незначительное. Первый этап по Wallas разбивается на 3, а последний на два. Тем не менее, это значимые различия.
1. Подготовка (Preparation) — Подготовка разума для творческого мышления. Это формальное образование, другие возможности для обучения, опыт работы. Читать… много…, и не только в вашей области знаний. Составлять конспекты статей, представляющих интерес для вас. Находить время для обсуждения ваших идей с другими людьми. Другими словами, это означает необходимость стать студентом на всю жизнь.
2. Исследование (Investigation) — Понимание проблемы и поиск её решения возможен только на базе глубокого понимания ситуации. Суть этого этапа в творческом процессе является сбор данных, имеющих отношение к возможному решению. Это могут быть наблюдения, исследования рынка, бенчмаркинг и т.д.
3. Преобразование (Transformation) — Фактически это анализ собранной информации. Требует использования двух типов мышления (конвергентное и дивергентное мышление). Кроме традиционных аналитических методов анализа полезно применять стимулирующих творчество.
4. Инкубация (Incubation) — Это период работы подсознания. Позвольте вашему подсознанию поработать с собранной информации без Вас. Для этого надо уйти от ситуации в сон, игру, на природу, в конце концов заняться другой работой или работать над проблемой в другой среде.
5. Озарение (Illumination) — В какой-то момент, на этапе инкубации происходит спонтанный прорыв. Все, что делалось на предыдущих этапах собралось вместе, чтобы Вы могли произнести «Эврика». Это рождение инновационной идеи.
6. Проверка (Verification) —Этап включает проверку идеи на полезность, эффективность и реализуемость. Тут возможны эксперименты, тестирование, расчеты и пр.
7. Реализация (Implementation) —Этап преобразования идеи в бизнес-реальность. Без план-графика, получения финансирования и создания команды не обойтись.
Есть еще один этап в процессе творчества, который в описанной модели не учтен. Это этап Зарождение идеи (Idea germination). Где и как рождаются идеи объяснить с научной точки невозможно. Но в части бизнеса эти идеи являются проблемами, которые Вас окружают на каждом шагу. На любой описанной выше стадии может зародиться новая идея или возникнуть новая проблема, решение которой заставит Вас долгое время жить в творческих муках.
Я изложил проблему схематично, но на вебинаре 07 апреля (понедельник) в 20-00 по Москве мы с Вами детально рассмотрим этот процесс. Надеюсь, вебинар Вам не только понравится, но и будет полезным. Приглашаю.
1 комментарий. Оставить новый
Алексей Васильевич! До пункта 7 все отлично, все совпадает с теми процессами творчества, которые, к примеру, происходили в моем сознании… А вот пункт 7 это лишь только начало…Вот что нужно раскрывать как можно подробнее, потому именно тут, на мой взгляд собака и зарыта…Особенно у нас в России в “диком” недостатке квалифицированных кадров и просто творческих людей… Времена, когда компьютер можно было собрать в гараже а потом продать и сделать империю уже прошли… Сегодня мы живем во времена, когда нужно и можно в любом возрасте сначала озадачится областью приложения своих усилий, чтобы выявить наличие мотивации именно к этому роду занятий… Будем считать это пунктом 1. На это уходят годы, и по утверждениям Алтачера около 3-5 лет… Затем идут пункты 2-4, на которые тоже, порой, уходит до 3-5 лет лет, если это сбор информации и погружение в проблемы новой области или отрасли деятельности… После этого времени, если мотивация не пропала, должно наступить озарение… А вот после озарения самое главное это правильно подобрать команду, ибо эти “шибздики” способны угробить, то чего ты вынашивал 5-10 лет…
…
Понятно, что если на пункты 1-6 уходит не более полугода, то и команду можно набирать из “дворников” и доводить их “напильником” до состояния “профпригодности”…Так, собственно, и функционирует 90% нашего российского бизнеса…
А вот, чтобы создать стоящий бизнес, то на 1-6 должно уйти не менее 5-10 лет… Затем лет 5-10 на приобретение личного опыта в этой области, вместе с партнером или в одиночку, чтобы человек мог быть уверен, что ему нет равных в этой области, а затем по крупицам, жемчужину к жемчужине собирать драгоценное ожерелье, которое и станет командой способной реализовать некогда задуманное лидером…
***
Яркий пример, такой реализации -это творчество Норманна Фостера… Человек был военным летчиком, потом решил стать архитектором, закончил институт, заинтересовался “оболочками” нашего русского конструктора Шухова, заразился их конструктивными возможностями, с помощью которых можно было создавать длиннопролетные конструкции, после чего пришло главное озарение – он придумал новое направление в архитектуре и назвал его “Хай тек”… Далее нашел себе партнера и вчетвером вместе со своими женами организовали архитектурное бюро, с помощью которого и начали двигать свою идею… Затем Фостер, набравшись практического опыта, отделился и создал уже свое собственное направление…
Сегодня Фостеру 76 лет, у него в совете диреторов 50-70 человек старше 50 лет, людей с огромным опытом руководства проектами, которые сами были архитекторами… Затем идет огромная прослойка из опытных специалистов, и уже затем идет многосотенный коллектив исполнителей, которым не более 35 лет…
Каждый из членов совета директоров, это не просто голос или акционер, это еще и руководитель, какого-нибудь глобального проекта его бюро, которые он ежегодно реализует по всему миру во всех странах…
А у нас: вчера – идея, сегодня – команда, а завтра из “грязи в князи” и на черном мерседесе – в Кремль…Шутка… Но в целом похоже на действительность.. А дальше работаем напильником, доводя “полено нашего бизнеса” до образа оживающего “Буратино”…