О творчестве в реальном бизнесе пишут и говорят сейчас достаточно много. Однако при этом упор, как правило, делается именно на творчество. Место творчества в деятельности организации (компании) остается как бы за кадром. В то же время этот аспект не только интересен, но и полезен. Если собрать вместе несколько креативных людей, то мы получим массу интересных, но совершенно бесполезных идей. «Идеи, даже самые замечательные, бесполезны, если они не используются. … Пока они не будут реализованы на практике, они будут оставаться в безвестности» [Питерс, Т.Дж., Уотерман – мл., Роберт Х].
Инновации и предпринимательство, компоненты творчества
Как видите идея это не все. В связи с этим рассмотрим такие понятия современной организации как «творчество», «инновации» и «предпринимательство» и попытаемся увязать их друг с другом.
- Предприниматель (антрепренёр) — граждане и их объединения, деятельность которых направленна на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- Нововведение (инновация) — целенаправленное внедрение качественных изменений преобразующих реальную социальную практику;
- Творчество (креативность) – способность приходить к новым, нетривиальным и при этом обоснованным решениям;
Рассмотрим более подробно каждый из этих терминов.
Обычно слово Предприниматель ассоциируется с собственником. Это естественно, именно предприниматель-собственник имеет решающие права на все действия связанные с бизнесом. Однако в рамках организации (компании) может иметь место внутреннее предпринимательство (интрапренерство). Интрапренерство —деятельность работников предприятия, основанная на их инициативе и активности, осуществляемая в рамках организации отдельных видов деятельности в целях повышения эффективности работы предприятия, максимизации прибыли и наиболее полного удовлетворения потребностей активных работников предприятия (интрапренеров). Возможность внутреннего предпринимательства позволяет рассматривать менеджеров различного уровня в организациях (компаниях) в качестве субъектов предпринимательской деятельности.
Нововведение (инновация) может рассматриваться на различных уровнях. Трансформационные или революционные нововведения, приводящие к необратимым изменениям существующего порядка вещей в глобальном масштабе. Значимые инновации вызывающие большие, но не кардинальные изменения, и, наконец, эволюционные – текущие изменения, происходящие регулярно [Й.А. Шумпетер]. Именно последние инновации характерны для деятельности организации (компании). Важно, что нововведения дифференцируют на социально-экономические, управленческо-организационные и чисто технологические типы. В этой связи к важнейшим областям инноваций в организации (компании) можно отнести:
- Инновации товаров и услуг;
- Инновации технологии производства;
- Инновации организации и методов работы;
- Инновации способов доставки товара или услуги заказчику;
- Инновации средств информирования клиента о продукте;
- Инновации способов управления отношениями внутри Организации.
1) внутренняя мотивация
2) высокий уровень знаний отрасли
3) мастерство в использовании творческого мышления
4) среда с высоким содержанием опор для творчества
Как видите, понятия творчество, инновации и предпринимательство связаны между собой. Выражение, связывающее эти понятия, может звучать так. Предприниматель, используя творчество как ресурс, внедряет инновации в целях повышения большей эффективности деятельности. Процесс, даже если он творческий, ради процесса не имеет значения.
Остается не выясненным вопрос о том, что надо сделать, что бы инновации появлялись и внедрялись? Предлагаю подумать над этим. Мнения пишите в комментариях. Свое мнение изложу в последующих публикациях.