Когда-то я проводил семинары со слушателями на тему “проект летающая тарелка” ЭКИП (про летающие тарелки). Сейчас об этом проекте молчат, но можно прочитать в википедии, да и других материалов в Интернет достаточно. Проект не реализован, не смотря на множество преимуществ, которые он сулил. На семинарах слушателям выдавались виртуальные миллионы долл. США и предлагалось внести их в реализацию этого проекта. После выявления сильных и слабых сторон проекта, благоприятных и неблагоприятных условий его реализации, финансовой оценки слушатели, как правило, отказывались эти, даже виртуальные, деньги вносить. Возможно, что кто-то из Вас на этих семинарах присутствовал.
Если Вы познакомитесь с проектом, хотя бы в википедии, то сразу поймете, что «летающая тарелка» решает раз и навсегда все проблемы отрасли авиаперевозок. Вот некоторые сильные стороны проекта: экономичность; высокая грузоподъемность; безопасность; безаэродромность (нет необходимости в больших взлетно-посадочных полосах); комфорт; экологичность. Правда красиво? Как в фантастическом фильме. Однако это только с первого взгляда. Есть и угрозы, цитирую отдельные мнения: «мир не готов перестроиться пока под этот проект»; «…преодоления сложившихся стереотипов: страшно поменять ишака на автомобиль…». Есть и более серьезные угрозы – «сопротивление существующей отрасли авиаперевозок», «длительный срок окупаемости». В результате, желающих инвестировать свои средства в проект, нет.
Возникает закономерный вопрос – как реализовывать проект летающая тарелка?
В теории организационного развития существуют такие понятия как «модель прорыва» и «модель постепенного наращивания». В первом случае перемены рассматриваются как процесс передвижения организации от настоящего положения к желаемому будущему положению. По сути, использование модели переходного периода (или прорыва) означает, что должна быть подготовлена почва для будущего положения, и должны быть разработаны детальные план и программа для проведения перемен. Такое видение будущего, соответственно и план его достижения, временами бывает достаточно сложно сформировать.
В ситуации, когда конечная цель расплывчата и не ясна, самый выгодный подход к переменам будет основываться на модели постепенного наращивания. При использовании этой модели или подхода предпринимаются некоторые пробные, экспериментальные шаги. Каждый новый шаг базируется на актуальной информации для совершения следующего шага. Другими словами, крупный, прорывной проект, последствия которого не ясны, воплощается не методом прорыва, а методом постепенного наращивания. Фактически очерчивается относительно небольшой проект, по которому ясен результат и пути его достижения. По мере выполнения данного проекта появляется ясность по более сложному проекту, и т.д.
Именно таким образом развивалась космонавтика. О межпланетных полетах люди (некоторые из людей) мечтали давно. Но первые ракетные двигатели были поставлены на самолеты, первые ракеты имели военное назначение. Потом были полеты космонавтов, комплекс Союз и Мир. Теперь на очереди Марс. Каждый проект носит самостоятельное значение, но вносит в общее дело (освоение космоса) свой вклад.
Вернемся к нашему случаю. Как можно привлечь инвесторов и приблизить реализацию? Один из возможных путей реализации заключается в разбиении проекта на ряд относительно небольших проектов, постадийно приближающих нас к конечной цели. Каждый из проектов должен быть экономически оправданным, относительно коротким, иметь понятный и небольшой риск. В ряду этих проектов можно выделить следующие (это мои выдумки, которые претендуют только на демонстрацию возможности разбиения крупного проекта на мелкие этапы):
- Игрушка «летающая тарелка» – небольшой радиоуправляемый действующий ЛА (10-15 см) для детей. Есть же подобные модели самолетов.
- Беспилотная «летающая тарелка» для нужд разведки и поиска полезных ископаемых.
- «Летающая тарелка» на одного – двух человек в качестве аттракциона.
- Аппарат для служб спасения небольшой вместимости.
Это перечень можно продлить и видоизменить. Важно, что каждый этап может иметь своих покупателей и свою экономику. На каждом этапе нарабатывается опыт изготовления и эксплуатации. Например, этап – игрушка, является самостоятельным коммерческим проектом. Будет ли ЭКИП летать в массовом масштабе или нет для данного проекта не важно. Важно, что игрушку будут покупать и инвесторы вернут свои деньги. При этом определенный научно-технический задел и задел (или брешь) в сознании будут созданы, даже если инвесторы данного проекта об этом думать не будут.
Изложенное мнение, это только мнение о том, как можно реализовать глобальный проект, если его реализовать нельзя. Мое мнение не исключает другие, в частности: а)включить в перечень нац. проектов РФ; б)создать международный консорциум; в)создать политическую каолицию. С моей точки зрения, пути а,б,в) возможны только если проект выглядит привлекательным для инвестиций. Пока этого нет.
Вероятно, что проект ЭКИП уже не возродится, во всяком случае, в том виде как он был задуман, но писал я о нем только для того, что бы спросить: А не появляется ли у Вас мысль о том, что модель постепенного наращивания может быть применима и для реализации других крупных проектов, в том числе социальных? Естественно, рисковых проектов, будущее которых неопределенно и велико сопротивление их реализации.
10 комментариев. Оставить новый
Внимание, семинар по реализации проекта ЭКИП, в котором слушателям выдавались виртуальные миллионы долл. США и предлагалось внести их в реализацию проекта получил реальное продолжение.
Теперь любому желающему предлагается вложить деньги (реальные) в развитие транспорта нового поколения. Наш президент в курсе, но вложил ли он свои деньги в проект, доподлинно не известно. Познакомиться с проектом и вложить свои кровные можно на сайте RSW systems.
https://www.rsw-systems.com/?r=fortedelux
Вы готовы? Действуйте!
Почему не пошел ЭКИП? Выскажу свои соображения, как человек имеющий прямое отношение к разработке военных ЛА, в силу полученной специализации своего первого высшего образования… Из этого ролика http://www.youtube.com/watch?v=i2jBatUypPk&feature=related
становится понятным, что ЭКИП создавался изначально как военное изделие… Когда СССР развалился, то понятно, что денег на его создание в казне не нашлось… После этого, выживший из ума конструктор, чтобы спасти свое детище решил предложить его американцам, в качестве ЛА для гражданских целей…
Для гражданских целей, этот аппарат не годен в силу следующих причин… Любой современный гражданский самолет, рассчитывается и испытывается таким образом, чтобы он мог приземлится при отказе 3/4 тяговой силы.. То есть 4-х турбинный “Боинг” может с большим креном, но все же приземлится на одном двигателе… Так же предусмотрены аварийные посадки пассажирских лайнеров при отказах выпуска шасси…
ЭКИП в случае отказа турбины нагнетающей воздух для создания воздушной подушки, превращается в гирю, падающую на землю на огромной скорости…
Подъемная сила этого псевдодисколета создавалась за счет принудительного отсоса погранслоя и в случае отказа работы этой системы, ЭКИП снова превращается в гирю, неуклонно падающего на землю… Становится совершенно понятным, что ни один здравомыслящий авиаперевозчик, ни за какие деньги не захочет эксплуатировать аппарат, с такой высокой степенью вероятности возникновения аварийных ситуаций… Самым безопасным самолетом считается самолет, конструкция планера которого позволяет ему сесть даже при отключенных двигателях… Таким самолетом был АН-2…
Почему американцы не захотели использовать ЭКИП как военное изделие для своих целей, станет ясным из этого ролика http://www.youtube.com/watch?v=FNgzyylR0lA? Потому что они еще со времен окончания войны 45 года, продолжали разработки, начатые немцами по созданию дисколетов, но чисто для военных целей.. Дисколеты способны выходить на закритические углы атаки и маневрировать практически под 90 градусов, изменяя направление полета, чего не способен ни один самолет имеющий форму планера…
Уважаемый Олег Новгородский. Ваш комментарий немного неточен.
Вы утверждаете, что ЭКИП создавался изначально как военное изделие… Да, на него можно было поставить вооружение, но можно и не ставить. Он может перевозить танки и десант, но с такой же легкостью он может перевозить трактора, металлопрокат или пассажиров. Он может быть беспилотником на поле боя и с равным успехом охранять леса от пожаров и спасать людей на суше и на море. Среди заказчиков были военное ведомство и лесное (посмотрите более внимательно видео).
Аппараты “ЭКИП”, вопреки вашему мнению, обеспечивают повышенный уровень безопасности полетов. Боинг, при отказе всех 4-х двигателей с большой вероятностью разобьется. Он конечно будет планировать и не упадет как камень, но посадочная скорость все же очень велика! ЭКИП же при отключении ВСЕХ силовых двигателей совершит безаварийную посадку на любую грунтовую площадку или водную поверхность. Такую возможность дает наличие как минимум четырех газогенераторов и даже один газогенератор, переведенный на режим максимальной мощности, обеспечивает режим безотрывного обтекания корпуса аппарата и создание воздушной подушки для безаварийной посадки. Если представить невероятное – отказ всех маршевых двигателей и всех газогенераторов, то и в этом случае законы аэродинамики будут действовать и аппарат построенный по схеме “летающее крыло” будет иметь подъемную силу. Вспомните знаменитую посадку космического корабля “Буран”.
При посадочной скорости около 100 км/час и приличной подъемной силы корпуса, даже при полном отказе всех двигателей и газогенераторов аппарат “ЭКИП” имеет значительно больше шансов успешно приземлиться, чем Боинг при отказе всех двигателей.
Почему же американцы не стали использовать аппараты подобные “ЭКИП”?
Думаю, что они не смогли реализовать вихревую систему управления движением потока воздуха, без которой дискообразные аппараты крайне неустойчивы.
Алексей Васильевич, ЭКИП (или Vortex Cell) конкурировал бы не с DreamLiner, и даже не с LoadRunner, а скорее всего – с вертолетами (собранные модификации), либо с ближне- или среднемагистральными самолетами, проигрывая им в грузоподъемности… Это не та ниша, с которой нужно начинать “захват рынка”… Я бы больше думал на первом этапе о варианте авиатакси. Как пример, увязать те же московские аэропорты между собой, либо с ВДНХ, Парком Победы и т.п. Либо вариант с вахтовыми перевозками в труднодоступных местах…
И в этом сегменте ни Боинг, ни Эйрбас не конкурируют… 🙂
Да верно, я слишком “загнул”. Все таки, на семинарах, когда слушатели погружались в программу и находили в Инете все новые и новые материалы, даже дух захватывал от масштабности и революционности.
На сегодняшний день Ми-26 является крупнейшим транспортным вертолётом в мире, производящимся серийно – грузоподъёмность в грузовой кабине 13,6 т, грузоподъёмность на внешней подвеске 14,5 т.
Разработан ряд моделей аппарата “ЭКИП” от малых до больших с грузоподъемностью 120 тонн, стартовый вес 360 тонн, скорость 600 км/час, высота полета до 10 км и дальность 6000 км, длина разбега 500 м и полное отсутствие аэродромов. С таким аппаратом можно захватить любой рынок!
Вопрос надо ставить по другому – какой летательный аппарат способен конкурировать с “ЭКИП”? Только стратегическая авиация и боевые истребители.
Алексей Васильевич, это только одна сторона медали, связанная с перспективами продвижения изделия. И даже здесь выпуск модели (п. 1) стоит опустить ниже – поставить вторым либо третьим пунктом. Люди с большим удовольствием купят то изделие, чье практическое назначение им известно, плюс появится заинтересованная “прослойка” коллекционеров.
Мне кажется, что нужно изучить проблемы, связанные с НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ реализации проекта сейчас. И постараться отработать именно эти проблемы.
Как пример – то, что скромно названо “сопротивлением отрасли авиаперевозок”, страхом новизны (“нежелением поменять ишака…”). Это все – общие фразы. Но за фразами должны быть какие-то элементы, которые сейчас не позволяют сделать выбор в пользу ЭКИП.
Самой отрасли глубоко по барабану -на чем и как перевезти то, что требуется. Но участники отрасли – предприятия коммерческие, и их задача – зарабатывать. Заработок напрямую зависит от степени эксплуатации летательного аппарата (ЛА). Т.е., ЛА должен летать и перевозить чем больше, тем лучше. И вдобавок, этот ЛА должен обслуживаться в тех точках и регионах, где будет базироваться. Возникает вопрос сервиса, вокруг которого и будет крутиться сопротивление отрасли.
Второй момент: создание системы смежных производств и обеспечение сервисов необходимыми материалами и запасными частями, узлами, агрегатами и т.п.
И третий момент момент: учебные центры. Должна быть непрерывная подготовка персонала – как летного, так и технического….
Все эти три момента вкладываются в общее понятие в “сопровождение эксплуатации”. Без подобного сопровождения любой проект будет нежизнеспособным.
Согласен на 100%. Но и сопротивление отрасли имеет место быть. Насколько мне известно, проектом заинтересовались И “За бугром”, но положили его под сукно. Боингу и Аирбасу выгодно существующее положение дел. Есть “Дримлайнер”, его надо тиражировать, все остальное только мешает. Но главное не в этом, ЭКИПУ, в том виде как он был задуман, уже не жить. Возможно проект возродиться в будущем, в каком-то измененном виде. А речь идет о других революционных проектах, которые имеет большой срок окупаемости и большие риски. В этом случае, эволюция более продуктивна. Кстати, граница между революцией и эволюцией весьма размытая.
Уважаемый Olegh, ЯНАО. Вы пишете: “Люди с большим удовольствием купят то изделие, чье практическое назначение им известно.” Но ведь любому здравомыслящему человеку очень легко можно понять – аппарат “ЭКИП” применим везде и в любом качестве – это просто вопрос рекламы. Врач – вот тебе скорая помощь, долетит куда угодно, быстро и дешево. Нефтянник – мы для тебя куда хочешь и чего хочешь отвезем. Только в горных районах выигрывает вертолет и это единственная ниша где “ЭКИП” проигрывает!
Хотелось бы еще заметить, что когда любой летательный аппарат идет в серию, то все три момента решаются. Очень трудно представить ситуацию с новой серийной техникой и отсутствием учебных центров для нее или отсутствием запасных частей.
Проблемы с реализацией проекта “ЭКИП” явно не связаны с самим аппаратом. Кому-то очень невыгодно существование такого аппарата – ничего другого в голову не приходит.
Я не вижу, что ЭКИП в чем-то выигрывает, не вижу применения данного ЛА “везде и в любом качестве” в силу того, что пока идет обсуждение запуска “условного коня в вакууме”. Ведь кроме модели и первичных летных испытаний не было ничего…
yr ref:
“Проблемы с реализацией проекта «ЭКИП» явно не связаны с самим аппаратом. Кому-то очень невыгодно существование такого аппарата — ничего другого в голову не приходит.”
my ref:
Ну это вообще из теории заговоров! 🙂
Воображение у меня хорошее, и представить я могу многое.
Я написал выше ряд моментов, которые нужно решать, чтобы продукт пошел в серийную эксплуатацию. Я достаточно долгое время связан с машиностроением, и понимаю, что что помимо закупочной стоимости существует еще стоимость эксплуатации, которая толком никак не просчитана. Как пример, лет десять назад делал примерный сравнительный расчет “Лада” vs “Шкода”. Если по стоимости приобретения чех в чистую проигрывал россиянину, то с учетом эксплуатационной стоимости при пробеге 300 000 км в течение трех лет, российское авто проигрывало без шансов. Так что, если есть что обсудить, то давайте обсуждать все цифрами – приведенная оценочная стоимость блока и сравнение оценочной стоимости с аналогичной в традиционной авиацией…