Изучение причинно-следственных связей не ограничиваются диаграммы Исикавы и диаграммой 5 почему. Не менее полезны диаграммы Почему-Почему ? Как-Как? Зачем-Зачем? О них и пойдет речь.
Опыт общения с практикующими менеджерами и слушателями в процессе обучения показывает, что даже в простейших случаях далеко не все ладно у современных менеджеров с мышлением вообще и с логическим мышлением в частности. В связи с этим в следующем учебном семестре запланирован ряд бесплатных вебинаров о мышлении менеджеров. Первый из них приурочен к «Дню знаний», можно регистрироваться. Будут рассматриваться основные навыки мышления, без которых жизнь не жизнь и радость не в радость. Для затравки предлагаю поговорить о причинно-следственных связях.
Диаграммы причинно-следственных связей
Причинно-следственные связи, по сути, не относятся к законам логики, но рассматриваются именно с точки зрения логики. Логика причинности заключается в определенном отношении между событиями. Если первое событие (событие «А») является причиной второго события (событие «В»), то после того как случилось событие «А» событие «В» произойдет обязательно. Акцентирую на этом внимание: Событие «А» (причина) первична, событие «В» (следствие) предопределенное событие.
Для развития логики в первую очередь надо научиться рассуждать в терминах «причина-следствие» или «если… то…». Для этой цели очень удобной формой являются древовидные диаграммы. К ним относятся хорошо известные дерево целей, дерево решений. Однако не меньшее значение в бизнесе имеют диаграммы Исикавы (рыбий скелет), «Почему-Почему?», «Как-Как?» и «Зачем-Зачем?». Использование этих инструментов в практической работе буде полезно по сути и как учебный элемент развития логического мышления. О «диаграмме Исикавы» и «5 Почему» написано много (например тут «Диаграммы К. Исикавы»[1], и «Пять почему»[2]). Менее известны, но не менее значимы диаграммы Почему-Почему ?», «Как-Как?» и «Зачем-Зачем?». О них и пойдет речь.
Предварительные замечания. Следует отметить то, что древовидные диаграммы состоят и узлов и, исходящих из узлов, линий (ветвей). Начать рисовать древовидную диаграмму очень просто. Первая надпись, которую вы наносите на лист, носит название вашей проблемы. Условно назовем ее «начало». В диаграммах типа «если… то…» за начальной точкой следуют одно или несколько возможных состояний. В последующих узлах также возможны одно или несколько возможных состояний. В случае если возможных состояний несколько, то они должны быть независимыми. Два события независимы, если появление одного из них не влияет на появление второго.
Перечисленные диаграммы строятся подобным образом, но отличаются направлением анализа и рассматриваемой проблемой.
Диаграмма Почему -Почему
Данная диаграмма подобна диаграмме Исикавы и 5 почему и предназначена для формулирования причин сложившегося положения дел[3]. В «начало» ставится исследуемая проблема, ветви идентифицируются справа от узла[4]. Размышление строится путем постановок вопроса «Почему это случилось (имеет место)?» на каждом узле. Если ответов на вопрос «Почему?» несколько, то строятся несколько ветвей до следующего узла. Например, как показано на рисунке, если у компании проблема «Низкие продажи нового продукта», то на вопрос «Почему?» можно сформулировать несколько причин, которые обуславливают низкие продажи. Пример диаграммы показан на рисунке.
Если к этим причинам сформулировать вопросы «Почему?», то получим новый ряд ответов. Например, почему продукт не соответствует потребностям покупателей? Возможный ответ – низкое качество изготовления. Дальнейшее повторение вопроса позволит детализировать данный ответ[5]. Процесс постановки вопроса следует продолжать до тех пор, пока не достигнут достаточный уровень детализации.
Диаграмма Как -Как
Как-как аналогична схеме «Почему-Почему?», описанной выше, однако, используя её исследователь стремиться определить шаги, необходимые для реализации решения. Вместо того, чтобы спрашивать “Почему?”, исследователь спрашивает “Как это можно сделать?”.[6] Решение, которое необходимо реализовать, записывается на левой стороне листе бумаги, а детальные планы действий, размещаются справа в форме дерева принятия решений. Пример диаграммы показан на рисунке.
На этой схеме, в качестве примера использована проблема, показанная на предыдущем рисунке. Если наша проблема заключается в том, что продукт не соответствует потребностям клиентов, то на вопрос “Как?” можно предложить более подробные направления действий. Например, на втором уровне решение для улучшения качества состоит из трех действий: использовать кросс-функциональные рабочие группы в ходе проектирования, использование кружков качества на производстве и внедрение TQM в производстве. После завершения схемы можно приступить к согласованию деталей планов.
Диаграмма Зачем –зачем
Часто случается так, что схемы «Почему-Почему?» и «Как-Как?» не дают приемлемого результата. Решение проблемы заходит в тупик, потому, что анализ предложенных решений показывает, что они выходят за пределы ваших возможностей или не желательны. В этом случае можно задаться вопросом: «Зачем это делать?». Ответ на этот вопрос позволяет перейти на более высокий уровень понимания проблемы. В качестве примера возьмем случай из предыдущей диаграммы. Допустим, привести продукт в соответствие с требованиями покупателей не удается полностью или частично. В этом случае задаем вопрос: «Зачем это делать?». Возможный ответ: «Чтобы увеличить объем продаж». На последующий вопрос: «Зачем увеличивать объем продаж?» наиболее вероятный ответ: «Чтобы повысить рентабельность». Пример диаграммы с последовательностью вопросов показана на рисунке.
В результате мы перешли на более высокий уровень постановки задачи. Действительно, для компании важен не столько отдельный товар, сколько рентабельность продаж компании. Но решить эту задачу можно разными методами. Возможный набор методов получается после использования вопроса «Как?».
А надо ли использовать эти схемы? Причины, по которым использование диаграммы чрезвычайно полезно заключаются в следующем:
- Построение диаграмм принуждает комплексно рассмотреть причины и последствия, прежде чем принимать решение.
- Построение диаграммы вынуждает задуматься об относительной важности выявленных проблем и причин.
- Построение диаграммы стимулирует творческий процесс мышления.
- Построение диаграммы помогает выстроить логическую последовательность решения задач.
Подобные диаграммы можно построить индивидуально или используя групповое мышление. Второй случай, естественно, предпочтителен. Алгоритм построения следующий:
1). Сформируйте группу специалистов, обладающих знаниями в изучаемой области. В противном случае результат будет как «пирог у сапожника, а сапоги у пирожника!».
2). Подготовьте шаблон. Это может быть лист большого формата (лист А2 и более), школьная доска и пр..
3). Сформулируйте описание проблемы. Очень важно, что бы проблема была однозначно сформулирована, не допускала двоякого толкования и понималась одинаково всей группой. Запишите проблему на шаблоне.
4). Обсудите методом мозгового штурма каждую проблему, выявите возможные причины или следствия. В процессе работы может потребоваться неоднократное перерисовывание схемы.
5). Проанализируйте результаты, проверьте их на реализуемость и подготовьте план мероприятий по реализации полученных выводов.
Дополнительно следует отметить, что диаграммы не обязательно должна составляться за одну сессию. Если работа над диаграммой продолжается на двух или более сессий, то могут возникать новые идеи. Это объясняется более глубоким погружением в участников в проблему, поскольку они думают о проблеме дополнительное время, а также подсознательной работой мозга.
В завершение отметим, что использование при построении диаграммы мозгового штурма приводит к субъективным оценкам и выдвижению нереальных идей. Однако это не страшно, если основанием для этих оценок служат реальные факты, а полученные результаты будут верифицированы на предмет применимости.
Заключение. Приходите на День знаний, там мы будем говорить о Критическом, Логическом, Системном, Творческом мышлении и пр. Можно распространять данную информацию любыми способами, в том числе кликайте на пиктограммы ниже, можно задавать вопросы и комментировать.
[1] http://www.dekanblog.ru/diagrammu-k-isikavu/
[2] http://www.dekanblog.ru/pyat-pochemu/
[3] Higgins James M., 101 Creative Problem Solving Techniques: The Handbook of New Ideas for Business. New Management Publishing Company, 1994.
[4] Строго говоря, строить диаграммы можно слева – направо, справа – налево, сверху – вниз или снизу – вверх. Но слева – направо привычней и удобней.
[5] Не следует рассматривать данный пример и все следующие примеры как рекомендации к использованию. В реальной ситуации причины могут отличаться. Пример приведен исключительно для демонстрации принципа схемы.
[6] Higgins James M., 101 Creative Problem Solving Techniques: The Handbook of New Ideas for Business. New Management Publishing Company, 1994.
2 комментария. Оставить новый
Алексей Васильевич,
на День знаний записался, буду. Но вопрос у меня по схемам. Почему-почему и Как-как я встречал, а Зачем-зачем нет. Не можете дать ссылку?
Спасибо.
Сергей, не могу. В таком виде схема опубликована впервые. В книге Higgins James M., 101 Creative Problem Solving Techniques: The Handbook of New Ideas for Business. New Management Publishing Company, 1994., она описана как SQUEEZE AND STRETCH (Сжать и растянуть). Встречаются и другие упоминания, например, “шаг назад”. В таком виде это моя придумка. Хотя, как мне представляется, можно подставлять различные вопросительные слова и получать подсказку для мыслительной деятельности.