Критическое мышление начинается с критического отношения к информации, но не ограничивается этим. Слово «критическое», как правило, носит негативных характер, однако, в данном случае под критическим мышлением понимается мышление, направленное на получение желаемого результата[1]. Т.е. на первый план выносится конструктивный аспект, который достигается с помощью рефлексии[2].
Такой вид мышления в российском бизнесе, к сожалению, не пользуются популярностью. Если можно так сказать, с критическим мышлением далеко не все в порядке. Никто не отрицает того, что в бизнес среде важно уметь ориентироваться в информации, быстро находить нужное, уметь осмыслить и использовать полученную информацию. Но проверка достоверности, надежности поступающей информации, а также планомерное осмысление своих действий (рефлексия) считается недостаточно современными. В тоже время импульсивные, неожиданные решения считаются верхом креатива и образцом для подражания. Можно привести множество примеров принятия решений на основе суждений при полном игнорировании фактов с печальным концом.
Что делать?
Осваивать критическое мышление.
КАК ОСВАИВАТЬ? Принять участи в онлайн-практикуме, который состоится 28 сентября. Регистрация тут: Критическое мышление, инструкция по эксплуатации.
КОМУ ЭТО НАДО? Менеджерам всех мастей и уровней, которые заинтересованы в повышении эффективности своей деятельности и деятельности своих подразделений, компаний. Уверен, что будет польза Студентам и Слушателям, работающим над своими дипломными проектами.
Использование критического мышления
Во-первых, об информации. Вокруг нас море информации, например, данные, новости, сообщения, мнения. Можно так сказать, мы в купаемся в информационной среде. При этом информация формирует наше понимание действительности и предопределяет действия. Однако надо понимать, что подаваемая информация очень часто имеет свойство быть ложной, не относящейся к делу или правдивой, но поданной тенденциозно, что подталкивать нас к неправильным действиям.
Если сопоставить достоверность[3] и релевантность[4] информации, как показано на рисунке, то получим только один квадрат (правдивая и релевантная информация), который полезен для принятия решений в бизнесе. Все остальное бесполезно или даже вредно. “Отделить зерна от плевел” не простая, но решаемая задача. Этому можно (нужно) научиться
К основным способам, позволяющим получить достоверную информацию относятся:
- изучение вторичной информации (внутренние документы компании, данные статистических органов, опубликованные отчеты об исследованиях, мнения экспертов, опубликованные в СМИ, и др.);
- экспертный опрос (проведение интервью с экспертами для выяснения их мнения о существующих факторах и формирования оценки этих факторов);
- исследования и эксперименты (количественные и качественные методы, а именно фокус-группы, опросы, методы анализа финансово-хозяйственной деятельности).
Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки, а также процедуру проведения, которая позволяет отделить факты от субъективного мнения и заведомой лжи.
Научиться отделять релевантную информацию от нерелевантной и правдивую от ложной чрезвычайно важно. На вебинаре вас ждут практические упражнения, которые позволят развить этот навык.
Во-вторых, о рефлексии. В самом общем виде рефлексия ─ это самонаблюдение, размышление. Естественно, что рефлексия как способ реализации критического мышления характерен для человека и сопровождает любые виды деятельности, в том числе в производственной и коммерческой деятельности. Однако далеко не у всех людей этот тип мышления развит в одинаковой степени. Есть люди не склонные к самоанализу, они живут по принципу: «что сделано, то сделано». Другая категория доводит самоанализ до самокопания и, в конечном итоге к депрессии. И та и другая крайность вредны. В процессе рефлексии критически анализируется прошлый опыт и планируются действия на будущее.
Следует различать рефлексию на индивидуальном уровне. Это важно, нужно и полезно, однако, осмысление возможно и на уровне группы.
Хорошим способом реализации критического мышления, а также раскрепощения работника в процессе рефлексии, заключается в использовании «Метода шести мыслительных шляп» Эдварда де Боно[5]. Метод заключается в том, что шляпы различного цвета олицетворяют какую-нибудь позицию, по отношению к рассматриваемой проблемы (факты, эмоции, критика, оптимизм, творчество, управление) от прямого противодействия до полного принятия рассматриваемой проблемы. Ближе всего к «шляпам» Э.де Боно располагаются «Три стула» Диснея. В общем виде суть метода Диснея заключается в последовательном рассмотрении проблемы, ситуации, идеи с позиций Мечтателя, Реалиста и Критика. Три стула как бы характеризуют эти позиции[6]. Критическое мышление в полной мере проявляется также при использовании такого приема как «адвокат дьявола»[7]. Говорят, что данный метод широко используется в ЦРУ[8]. Эффективность приема обусловлена тем, что человек склонен придерживаться одного из возможных решений, которое у него сложилось ранее.
Перечисленные приемы заставляют прислушаться к альтернативным предложениям или даже противоположным и принять выверенное решение. На вебинаре вы познакомитесь с деталями, которые переводят эти методы из красивой теоретической картинки в практически полезный инструмент.
СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ:
Безвозмездно, т.е. даром, но требуется предварительная регистрация.
ИТОГО. Приглашаю принять участие в онлайн-практикуме 28 сентября в 20-00 (время московское). Регистрация тут: Критическое мышление, инструкция по эксплуатации.
[1] Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. 503 с.
[2] Рефлексия (обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
[3] Достоверность информации — показатель качества информации, обозначающий её общую точность и полноту. Критериями достоверной информации являются: отсутствие искажённых или ложных данных.
[4] Релевантность информации — характеристика, которая выражает соответствие получаемой информации требуемой. Нерелевантная информация — несущественная, избыточная информация по отношению к решаемой задаче.
[5] Эдвард де Боно «Серьёзное творческое мышление»: Республиканское унитарное предприятие “Издательство “Белорусский дом печати”; Минск; 2005
[7] http://www.dekanblog.ru/advokaty-dyavola/
Прочел сам, расскажи товарищу. Кликайте на пиктограммы.
7 комментариев. Оставить новый
Очень полезный вебинар! Как и все остальные вебинары Алексея Васильевича. Кроме неизменно интересного и полезного материала подкупает исключительно доброжелательное отношение к слушателям. Рекомендую Алексея Васильевича и как консультанта, ментора, руководителя дипломной работы.
рослушал вебинар “Критическое мышление: инструкция по применению”. До этого вебинара прослушал на ютубе выступление швейцарского историка и публициста Даниэля Гансера о важности критического мышления при восприятии информации и формировании своего видения происходящего – https://youtu.be/G_fniAjoMYY. Вебинар Алексея Васильевича помог разложить все составляющие столь важного вопроса на научной основе. Рекомендую всем прослушать и поделиться ссылками на вебинар – как минимум это хорошая встряска для ума 🙂 Спасибо!
Отличный вебинар! Иногда кажется, что Алексей Васильевич слишком подробно останавливается на некоторых моментах, но лучше подробнее и понятнее, чем сжато и недоступно. Вебинар раскрывает стороны на наше мышление с другой стороны и объясняет методы этого мышления. Очень интересная подборка материалов и огромная проработанная презентация.
Отличный вебинар! Алексей Викторович, спасибо огромное. Много полезно информации, есть над чем подумать.
Алексей Васильевич, я уже писал, но ответа нет. Адрес написал ошибочный. Отправил повторно. Извините.
Алексей Васильевич, я зарегистировался и буду обязательно. Рассмотрите мой пример. Что я сделал не правильно?
Даниил, напишите на почту подробности. О чем идет речь? К сожалению имени и электронного адреса не достаточно для понимания предмета Вашего предложения.